Завершение сложного замысла

В первые годы XX века Метнер работает над целой серией сочинений, многие из которых создавались быстро, но некоторые ждали своего завершения целыми десятилетиями.

Из первых одиннадцати опусов большинство — пьесы малой формы: романсы op. 3 и op. 6 (девять песен Гёте), «Арабески» op. 7, «Сказки» op. 8 и op. 9, «Дифирамбы» op. 10, цикл из трех небольших сонат — «Триада» op. 11.

В эти же годы композитор начинает работать над двумя крупными циклическими сочинениями: первой фортепианной сонатой op. 5 (1902—1903) и фортепианным квинтетом (1904). Завершение сложного замысла квинтета было надолго отложено, а соната была закончена в августе 1903 года .

Сочинявшаяся в классических традициях, она вместе с тем обнаруживает ряд черт, которые станут типичными для сонатного творчества композитора. Написанная в фа миноре — характерной тональности, в которой создавали свой первый опус и Бетховен и современники Метнера — Скрябин и Прокофьев, соната op. 5 еще не самостоятельна по стилю и отражает увлечение композитора романтической музыкой (особенно Шуманом, Мендельсоном) .

Испытав благотворное влияние Шумана, Метнер отнюдь не становится его эпигоном, так как сам обладает яркой композиторской индивидуальностью: «Надо очень любить Шумана, чтобы, не подражая ему, а творя оригинально и вполне самостоятельно, быть ему так близким» , — писал А. Б. Гольденвейзер.

В сонате четыре части: первая — романтически взволнованное Allegro, вторая — «Интермеццо», причудливо стремительное скерцо мендельсоновского плана, третья — медленная часть с благородно-строгой темой напоминает балладу, проникнутую тонкой поэзией; монументальный финал (наименее удавшийся композитору) был задуман как обобщающая синтетическая часть. Однако Метнеру не удалось подчинить калейдоскопически быструю смену образов стройной логике развития. Отсюда и рапсодически-мозаичный характер финала, в котором молодой композитор еще грешит излишней многословностью.

В этом раннем опусе уже сказывается типичная в будущем для Метнера трактовка цикла: четыре части сонаты рассматриваются не как обособленные, а как звенья одной цепи; вторая, третья и четвертая части следуют одна за другой без перерыва; вторая и третья завершаются общей по музыке кодой; кульминация финала строится на материале побочной партии первой части и т. д. Ведущие темы сонаты связаны интонационным единством.

Написанная на заре композиторской деятельности Метнера, соната op. 5 свидетельствует о его поисках новых форм, обогащающих жанр сонаты чертами поэмности.

26 марта 1903 года Метнер выступает в Малом зале консерватории с программой, впервые включающей и его собственное сочинение — четыре «Картины настроения» op. 1. Начиная с этого времени, каждое законченное сочинение Метнер обычно исполнял в программе очередного концерта. Постепенно в репертуаре пианиста все большее место начинают занимать собственные сочинения. Начиная с 1906 года, ежегодные авторские концерты Метнера становятся и своеобразными композиторскими «отчетами».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: