Сила метра проявляется в романсах
Куплетная песня, перерастая в романс или питая его своей стихией, передает ему и некоторые свои стилистические свойства. В романсах XVIII века, сохранивших родство с народной песней, темпометрическая схема проявляется наиболее отчетливо. Во многих романсах М. И. Глинки в той или иной степени также проявляется метрический стержень, выявляющий жанр данного романса: «К ней» — мазурка, «Признание» — вальс, «В крови горит…» — вальс, «Адель» — полька, «Ходит ветер у ворот» — полька, «О, дева чудная моя» —¦ болеро, «Уснули голубые» — баркарола, «Венецианская ночь» — баркарола, «Кто она и где она» — полька, «Рыцарский романс» — марш, «Спи, дитя, спи, усни» — колыбельная, «Победитель» — болеро и т. д. и т. п. У А. С. Даргомыжского «Шестнадцать лет» и третья строфа «Ночного зефира» — менуэты. «Средь шумного бала» и «Простые слова» П. И. Чайковского, «Давно ль под волшебные звуки» А. С. Аренского, «Маска» и «Не ветер, вея с высоты» С. И. Танеева, «В альбом» Ан. Александрова, «Как мальчик кудрявый, резва» Н. Я. Мясковского — вальсы.
Сила метра проявляется в романсах, где музыка рисует то или иное движение, на фоне которого протекают различные переживания • лирического героя. Например, в романсах Ф. Шуберта «Куда», «Мельник и ручей», «Баркарола», «Отъезд», в «Финском заливе» Глинки — это колеблющиеся волны. В романсе Даргомыжского «Скрой меня, бурная ночь» — ночная буря, перекликающаяся с бурными переживаниями героя. У Римского-Корсакова в романсе «Редеет облаков летучая гряда» — движение облаков на небе, созерцание которых напоминает герою светлые картины его жизни. В «Спящей княжне» А. П. Бородина — ритм колыбельной, прерывающейся появлением лесных чудовищ. У Чайковского в романсе «Хотел бы в единое слово» рисуются порывы ветра, на крыльях которого герой посылает возлюбленной свое любовное заклинание. Можно привести много таких примеров.
Метр в романсе Танеева «Бьется сердце беспокойное» — это биение сердца во время подъема душевных сил, когда в тревожном любовном порыве звучат призывы возлюбленной к новой прекрасной жизни («розы там цветут душистее, там лазурней небеса»). Сердце бьется сильно и беспокойно, оно готово вырваться из груди, порой замирая в сладкой надежде на возможное счастье (изменяется лишь сила биения сердца, а не его скорость; forte сменяется piano, но ритм, метр и темп сохраняют свою устойчивость).
В романсе Бородина «Для берегов отчизны дальней» устойчивая метрическая схема скрепляет разнородные эмоции лирического героя. Метр характеризует здесь его могучую целеустремленность, несгибаемость, внутреннюю неуступчивость ни перед судьбой, ни перед самим фактом смерти возлюбленной. Исполнение этого романса требует соблюдения строгого темпо-метра без заметных и расслабляющих замедлений и ускорений, а также точного соблюдения динамических нюансов. Они имеют большую амплитуду колебаний, от pianissimo до fortissimo, и в то же время закованы в строгую устойчивую схему метра. Это почти траурный марш.
Выскажите своё мнение:
Отзывы