Романсы
В романсах встречается речитатив, похожий на «сухой» речитатив (secco). Например, в романсе А. С. Даргомыжского «Мне все равно», в последней фразе первого музыкального периода («Мне все равно, страдать иль наслаждаться, к страданьям я привыкла уж давно. Готова плакать и смеяться — мне все равно, все равно!»). Последнее «все равно!» звучит уже совершенно сходно с разговорной интонацией. В его же романсе «Безумная, я все еще его люблю», в конце первой части есть фраза, где после большой паузы (ферматы) слово «безумная» (во фразе: «безумная, я все еще его люблю, я все еще его люблю!») звучит будто произнесенное с простой житейской интонацией.
Конечно, нужна некоторая артистическая сноровка для различения этих тонких интонационных разветвлений. Пение Шаляпина может служить образцом тончайших расчленений вокальных манер, от идеального legato до «сухого» речитатива.
Можно привести пример, также требующий от исполнителя идеальной кантилены: это ария Гре-мина из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Первая и третья части арии («Любви все возрасты покорны») насыщены спокойной, благородной и нежной кантиленой. Но средняя часть арии (piu mosso) должна петься в более быстром темпе, с заметным уклоном к речитативной манере. «Среди лукавых, малодушных, шальных балованных детей, злодеев и смешных и скучных, тупых привязчивых судей, среди кокеток богомольных, среди холопьев добровольных, среди вседневных модных сцен, учтивых, ласковых измен, среди холодных приговоров жестокосердой суеты, среди досадной пустоты расчетов, дум и разговоров» — весь этот набор отрицательных понятий и образов, окружающих светлый облик Татьяны, выражается в музыке (которая лишена кантиленной распевности) восходящими секвенциями. В своем мелодическом подъеме, гармоническом разнообразии, динамическом усилении они доходят до интонационной вершины, как бы нагромождая целую гору ничтожных человеческих характеров, человеческого «хлама», и после этого неожиданно трансформируются в яркую и светлую гармонию на ре-мажорном аккорде при словах: «Она мерцает, как звезда во мраке ночи, в небе чистом», где снова возникает кантилена.
Эта гармоническая кульминация венчает образ Татьяны: он как бы возносится на пьедестал недосягаемой высоты.
Вся последующая музыка арии насыщена кантиленой и возвращает слушателя к повести Гре-мина о его благородной и непоколебимой любви к Татьяне. Тем самым и раскрывается музыкальное «зерно» всей арии. В ней проецируется пушкинский поэтический образ идеальной русской женщины.
В дальнейшем будут приведены примеры художественного использования пауз в музыке. Кроме владения различными вокальными манерами или способами пения необходимо распознавать, где и в каких случаях должно использовать и применять эти художественные средства.
Описание Производство навесов автоматических откатных ворот заборов и ангаров здесь.
Выскажите своё мнение: Воспаления пищеварительного тракта оказывают негативное влияние на другие органы и системы человека.
Отзывы