Речи Берсенева
Одновременно в речи Берсенева очень сильно ощущаются обороты и форма, присущие дворянскому воспитанию. Даже в остром столкновении со своим зятем Штубе он пользуется выражением «мой милый» и отзывается о нем: «Бедный малый. Трудная вещь — преодоление традиций».
В моменты горячего возмущения, патриотического гнева в речи Берсенева звучит настоящий пафос. «…Но запомни, что я тебе сейчас скажу, — говорит он, обращаясь к Штубе. — Россия никогда не вернется на старый путь. Может быть, никто из нас ие доживет до лучшего будущего. Но оно настанет, и родина помянет добрым словом тех, кто остался с ней в тяжкие годы, и навеки проклянет тех, кто покинул ее, как блудный сын, ища теплого местечка за рубежом. С того дня, когда ты переступишь этот рубеж, ты станешь вечным скитальцем без родины, без чести. И возврата тебе яе будет…». (3-й акт).
Если за текстом не стоят живые видения, нет конкретных образов, он не становится средством воздействия на партнера, а превращается в пустую декламацию: возникает ложный пафос, неискренность исполнения.
Ответом Штубе на приведенный монолог служит циничное замечание: «Старик совершенно свихнул с курса. Что за тон. Можно подумать, пророк Иеремия, а не капитан первого ранга… Чепуха!»
Опустошенному сознанию безродного Штубе никогда не понять патриотического взрыва Берсенева, для него это пустые слова.
На примере этих двух реплик легко понять, как верный тон исполнения рождается из самого существа образа, из тех видений, внутренних монологов, которые должны быть нажиты актерами, т. е. из глубочайшего раскрытия всего подтекста.
Если задачей Берсенева будет предупредить в последний раз Штубе, уберечь его от морального падения —монолог Берсенева прозвучит действенно и за каждым словом мы ощутим истинный патриотизм, горечь отца и старшего офицера за представителя молодого поколения, потерявшего связь с народом, с Родиной и стоящего накануне полного отречения от всего дорогого и святого сердцу русского патриота.
Обильный материал для анализа дает текст роли Годуна. Своеобразен словарь этой роли, в котором перемешались и народные выражения («ах, опамятоваться не могу», «коли кто», «сызмальства боюсь», «схарчить»), и жаргонные словечки («бузят», «братва», «зенки пялит»).
При всем том речь Годуна отличается ясностью и образностью. Об его речи можно сказать, что точность, целенаправленность мысли определяет ясность самой формы выражения.
При анализе любого отрывка из роли Годуна бросается в глаза это основное свойство —- четкость, целеустремленность мысли, всегда действенной в отношении собеседника: если Годун дает разъяснение матросам (2-й акт), мы слышим уверенную речь пропагандиста, прекрасно осознающего свою цель; если он рассказывает в доме Берсенева о происшедшем расстреле демонстрации (1-й акт), мы ощущаем не только
точную передачу событий, но и острую политическую оценку происшедшего. Большим человеческим доверием и уважением .звучат слова Годуна, обращенные к Берсеневу и Татьяне, и нескрываемой ненавистью и презрением — все его реплики, обращенные к Штубе.
Купить кабельные хомуты.
Выскажите своё мнение:
Отзывы