Речевые характеристики образов
Автор указал паузу и поставил многоточие. Это обязывает исполнительницу создать целую цепь видений: улицы Петрограда, идет демонстрация, навстречу войска, столкновение, убитые, раненые, среди них ее муж; или — самосуд матросов, кровавая расправа с командиром — муж уже лежит мертвый. Ярко вообразив эти картины, оценив все последствия, вспоминая только что переданные сообщения из газет о самосуде, исполнительница подойдет к тому, что пауза ее будет не пустой, а продолжением действия, еще более ярким и впечатляющим, чем предыдущие реплики. Тогда и заключительная фраза «С ума можно сойти от всего этого» прозвучит оправданно, убедительно и действенно: Софья Петровна стремится отогнать страшные мысли, видения, которые только что
прошли в ее сознании.
Ни один акт пьесы «Разлом», как и всякой другой пьесы, не может быть верно сыгран до тех пор, пока исполнители не освоят всего подтекста — происходящих событий, взаимоот-ношений, оценок и стремлений каждого действующего лица.
В начале 3-го акта Штубе признается Берсеневу в своем стремлении уехать, порвать с революционной Россией. Это стремление, конечно, уже давно созрело в нем. Что влечет Штубе за границу? Внешний порядок, вымуштрованные матросы, резкая грань между командным составом и «низшими», проявление угодливости со стороны «черни». Исполнителю
роли Штубе необходимо создать в воображении эти конкретные картины. Эти картины ласкают сердце Штубе. Наверное, он идет и дальше в своих мечтах: видит возвращение «победителей» в Петроград после кровавого усмирения восставших «рабов». Ему представляются те чины и награды, которыми будет осыпан и он, Штубе, не поддавшийся на приманку большевиков.
Когда исполнитель роли Штубе заживет этими видениями, весь текст его от первой до последней реплики получит иное — жизненное звучание, он будет пронизан его отношениями и его оценками окружающей действительности. Это и будет «раскрытием подтекста».
Речевые характеристики образов. Когда события всей пьесы и поведение действующих лиц не только установлены, но и подкреплены этюдной практикой, предстоит кропотливый разбор индивидуального своеобразия речи каждого персонажа.
На этом этапе определяются и особенности словаря, и само построение речи, ее эмоциональная насыщенность. Внимательное вслушивание в строй речи персонажей поможет ощутить индивидуальный ритм и мелодию каждого из них. Язык действующих лиц пьесы «Разлом» дает обильный материал для углубленного анализа. Автор сумел снабдить особым, словарем и особой фразеологией всех действующих лиц. Б. Лавренев не только показал резкое отличие в языке дореволюционных классов (дворянство, крестьяне и рабочие), но и внутри каждого сословия нашел тончайшие оттенки, передающие индивидуальное своеобразие.
Этим речевым своеобразием обладает каждый член семьи капитана Берсенева. Имеют свои речевые особенности не только представители командного состава экипажа, но и любой рядовой магрос.
К этой стороне разбора должно быть привлечено внимание всего коллектива исполнителей.
Надо суметь услышать в языке капитана Берсенева, получившего образование в привилегированном дворянском учебном заведении, глубоко национальный русский строй речи, отмстить органически использованные народные выражения, обороты: «Народ «ынче хозяйничать на свою землю пришел… и рубль ‘Наш марки повесче и десятина вашего гектара жирней», «Любящее сердце — вещун, горько мне за тебя, Тата», «Лечь костьми», «И новая родина помянет добром только тех, кто оставался с пей»
Выскажите своё мнение:
Отзывы