Развитие советской музыки

Развитию советской музыки способствуют также фестивали искусств, проводимые в самых разных городах и республиках страны. Например, с 1979 года в Пермской области раз в три года проводится фестиваль, посвященный творчеству П. И. Чайковского. Фестиваль открывается в начале лета, в нем участвуют не только известные исполнители и композиторы, но и совсем юные музыканты. Большую известность получили фестивали «Белые ночи» в Ленинграде, «Московская осень» в Москве, фестивали современной музыки в Горьком. Так, в 1989 году в Горьком (Нижний Новгород) состоялся первый у нас в стране фестиваль творчества А. Шнитке, музыка которого давно пользуется мировой известностью. В 1981 году в Москве был проведен Первый международный музыкальный фестиваль. Его девиз — «Музыка за гуманизм, за мир и дружбу между народами». Этот девиз не случаен. Он отвечает важнейшим особенностям советской музыкальной культуры. Одна из них — многонациональность.

В первые десятилетия советской власти существовал разный уровень музыкального искусства в различных регионах страны. Вызвано это было объективными социально-историческими причинами. Если на Украине, в Армении, Грузии, Азербайджане еше до революции сложились развитые композиторские школы, то в других регионах, в частности в Средней Азии и Казахстане, у ряда народов Поволжья и Севера, преобладали традиции фольклора и устного профессионального творчества. На основе этих традиций после революции постепенно формировались различные композиторские школы письменной традиции. Большую помощь им в этом оказывали русские музыканты. К примеру, в становлении азербайджанской оперы значительную роль сыграла опера Р. Глиэра «Шахсенем». Р. Глиэр с Т. Садыковым написали узбекские оперы «Гюльсара» и «Лейли и Меджнун». В. Власов

Ансамбль народного танца Грузни

и В. Фере вместе с А. Малдыбаевым создали первые киргизские оперы «Айчурек» и «Манас». Более глубокому изучению народного творчества способствовала деятельность музыкантов-уче-ных. В. Успенский, В. Беляев, А. Затаевич записали многие напевы народностей Средней Азии, что не только способствовало более глубокому изучению народного творчества, но и заложило ту основу, на которой стала развиваться профессиональная музыка.

Творчество композиторов разных республик отмечено яркой национальной спецификой, что обогащает нашу музыкальную культуру в целом. Важное значение в становлении советской музыкальной культуры в национальных республиках имела творческая деятельность У. Гаджибекова и М. Магомаева (Азербайджан), А. Спендиарова и А. Тиграняна (Армения), 3. Палиашвили (Грузия), Н. Леонтовича, Л. Ревуцкого, Б. Лятошин-ского (Украина), Е. Тикоцкого и Н. Аладова (Белоруссия),

Э. Каппа и X. Эллера (Эстония), Я. Витола и. А. Калныня (Латвия), Ю. Таллат-Кялпши и Ю. Груодиса (Литва).

60—80-е годы отмечены достижениями талантливых композиторов национальных республик, нередко выходящими по своему значению за пределы нашей страны. Широкую известность приобрели имена К. Караева (Азербайджан), Г. Канчели (Грузия),

А. Бабаджаняна и А. Тертеряна (Армения), Э. Тамберга и В. Тор-миса (Эстония), Р. Паулса и М. Зариня (Латвия), Н. Жиганова (Татария), Ш. Чалаева (Дагестан), В. Мухатова (Туркмения), Е. Станковича, В. Сильвестрова, М. Скорика (Украина), Э. Баль-сиса (Литва). П. Ривилиса (Молдавия) и других.

Отечественные композиторы работают в самых разнообразных музыкальных жанрах — песне и симфонии, опере и балете, кантате и оратории, в камерных вокальных и инструментальных жанрах.

 

Ансамбль народного танца Грузни

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: