Популярность Метнера-пианиста растет

Начинается исполнительская деятельность Метнера, принесшая ему известность. Концерты Метнера в первые годы были явлением нечастым, но запоминающимся. В свои программы он включал преимущественно камерные произведения русских и западных авторов, а также и собственные сочинения. С 1900 по 1906 год были исполнены первый концерт Чайковского , соната Бетховена op. 106 и его виолончельная соната op. 102, «Музыкальный момент» № 3 Рахманинова, «Новелетта» Римского-Корсакова, сонаты Скарлатти. Собственные сочинения Метнера были представлены циклом «Восемь картин настроений», «Фантастической импровизацией», прелюдией op. 4 № 4 и другими.

Популярность Метнера-пианиста растет из года в год. Его концерты вызывают все больший интерес; вокруг молодого музыканта складывается постоянный круг почитателей его таланта. О Метнере-композиторе и интерпретаторе пишут авторитетные .музыкальные критики: Н. Кашкин, Ю. Энгель, Гр. Прокофьев, С. Кругликов и другие .

«Н. К. Метнер — превосходный пианист… Мы имеем редкое поэтичное и чрезвычайно свежее фортепианное исполнение, с монументальной общей манерой и большой выпуклостью подробностей, с бодрой и разнообразной ритмикой. Все время чувствуешь, что перед тобой не виртуоз, выцветший в затхлом воздухе виртуозной литературы, а исполнитель-творец, увлеченный одной сутью исполняемых вещей» .

Еще на заре исполнительской деятельности Метнера критика выделяла творческое начало в его пианизме как важнейшее качество. Интерпретируя произведения различных стилей и эпох, Метнер настолько глубоко постигал сущность исполняемого, что нередко у слушателей создавалось впечатление, будто музыка рождается прямо на эстраде, под руками выдающегося пианиста.

Замечательные слова, сказанные Метнером по поводу Рахманинова-исполнителя, очень точно раскрывают его собственное кредо пианиста: «Его интерпретации других авторов дают подчас иллюзию, будто сам он сочинил исполняемое… Ценность и сила Рахманинова заключается именно в воображении, то есть в принятии душу свою музыкальных образов подлинника. Его исполнение всегда творчественно, всегда как бы «авторское» и всегда как бы «в первый раз». Он всегда как истинный Баян, будто импровизирует, слагает неслыханную песню .

Н. К. Метнер принадлежал к числу тех композитов-пианистов, чье исполнительство непосредственно связано с творчеством. Таковы Шопен, Лист, Скрябин, Рахманинов. Исполнительский облик каждого из них во многом зависел от творческой индивидуальности, а те или иные сочинения (особенно в выборе фактуры) опирались на характерные черты исполнительской манеры.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: