Поэт вышел на прогулку
…Осень. День дождливый и ветреный. К вечеру ветер стих. Поэт вышел на прогулку. Присел на высоком берегу. Увидел, что небо проясняется: «Редеет облаков летучая гряда». В разрывах летящих облаков видна первая вечерняя звезда — Венера. Таковы «предлагаемые обстоятельства» первого «куска» музыки. Вокруг все контрдстирует с роскошной природой Крыма. Луч звезды «осеребрил увядшие равнины, и дремлющий залив, и черных скал вершины…».
Уже первые строки стихотворения говорят о том, что действие романса происходит как бы в небе, не внизу, не на земле. Облака летят, а звезда порою ярко, порою слабо, но неуклонно сияет в вечернем небе. Все думы поэта неотрывно связаны с мерцанием звезды. Равномерные минорные арпеджио легко колеблются, не вызывая в душе поэта никаких взволнованных чувств. Ему просто грустно. Но свет знакомой звезды пробуждает в его душе «уснувшие думы», и далее ритм и фактура музыки становятся более взволнованными:
Люблю твой свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило…
Мелодия дважды поднимается вверх и падает. В дальнейшем мелодическое движение становится еще горячей и взволнованней. Теперь арпеджио поднимаются все выше и выше:
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт н темный кипарис…
Мелодия поднимается еще выше:
И сладостно шумяг полуденные волны.
Поэт погружается в сладостные воспоминания. Музыка как бы качает его своими волнами:
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил’ задумчивую лень…
Слова «там» и «над» звучат в верхнем музыкальном регистре. Они произносятся на самой верхней ноте данного мелодического рисунка: упоение блаженными воспоминаниями достигло своей высшей точки. Но конечное напряжение мелодического рисунка доходит до предела в словах:
Когда на хижины сходила ночи тень…
Это эмоционально-динамическая кульминация романса. Счастливые воспоминания достигают наивысшего предела. Но этот динамический подъем выражает лишь силу чувств, охвативших дущу поэта, но не их глубину. Подлинная кульминация возникает в последних строках стихотворения:
И дева юная во мгле тебя искала И именем своим подругам называла.Лишь здесь выдает поэт тайну своей любви. Музыка этой строфы как бы снижена в своей выразительности, в своем мелодико-гармоническом богатстве. Происходит ее возврат к первоначальному темпу, к первоначальной гармонии. Но чувства поэта не ослабляются. Напротив, усиливается его трепетная взволнованность, когда с предельным целомудрием открывает он свою «утаенную» любовь. Романс заканчивается иссякающими волнами минорных арпеджио. Они звучат все тише и тише и как бы растворяются в бесконечности. Облака плывут в вечернем небе. Взор поэта устремлен к вечерней звезде…
Выскажите своё мнение:
Отзывы