Песня
Песня относится к тем жанрам музыки, которые быстрее других откликаются на события в жизни общества и людей.
Поэтому в первые годы после Октября сильно возрастает потребность в песнях, рассказывающих о героях революции, о подвигах. Новые песни в первое время возникали стихийно. Имена авторов музыки, текста нередко оставались неизвестными. Таковы популярные песни «Паровоз», «Яблочко», «Гулял по Уралу Чапаев-герой» или знаменитая песня «По долинам и по взгорьям», в которой известен только автор слов (П. Парфенов). Мелодии же новых песен порой оказывались переделками старых песен и даже романсов. Например, маршевая песня «Смело мы в бой пойдем» возникла как измененный вариант лирического, «жестокого» романса «Белой акации гроздья душистые».
Постепенно в создание новых песен включаются профессиональные композиторы — Дм. Покрасс («Марш Буденного», «Прощание» — «Дан приказ ему на Запад»), А. Давиденко («Конная Буденного», «Первая Конная»), В. Белый («Орленок»). Большинство песен приближалось к маршам. Их характер был суровый, мужественный.
В 30-е годы возникает потребность в песнях иного содержания — более человечных. Герой песен этого времени простодушный, веселый и спортивный. А отличительной особенностью музыки становится соединение лирики и маршевости. Композитором, создавшим большое количество песен для кино, самым популярным песенником был И. Дунаевский. Его песни буквально на другой день после выхода на экран фильма распевались по всей стране. Это «Марш энтузиастов» (из кинофильма «Светлый путь»), «Спортивный марш» (из кинофильма «Вратарь»), «Марш веселых ребят» (из кинофильма «Веселые ребята»). «Песня о Родине» из кинофильма «Цирк» (на слова В. Лебедева-Кумача) была не только широко известной: ее начальные звуки стали позывными Всесоюзного радио.
Показательно, что в песенном творчестве композиторы обходили сложные и трагические события своего времени. Даже в творчестве Д. Шостаковича, чутко и пронзительно-остро отразившего трагедию 30-х годов в своем творчестве, песня для кинофильма «Встречный» отличалась, как и песни Дунаевского, радостным, светлым колоритом, зажигательной энергией и оптимизмом:
Концерт ныне дважды Краснознаменного имени А. В. Александрова ансамбля песни и пляски в воинских частях
К лучшим песням 30-х годов относятся также «Полюшко-поле» Л. Книппера, «Катюша» М. Блантера.
Годы Великой Отечественной войны (1941 —1945) изменили облик песни. Радостные, бодрые песни-марши 30-х годов, рассчитанные на праздничные парады и демонстрации, в дни тяжелых испытаний уступили место песням, проникнутым патриотическим содержанием, задушевной лирикой.
Главной песней военных дней, которую Шостакович назвал «песней-памятником», была «Свяшенная война» А. В. Александрова (слова В. Лебедева-Кумача). Суровая и мужественная, с
чеканной маршевой поступью, песня возникла в первые дни войны. Она была несколько раз исполнена на Белорусском вокзале, с которого бойцы отправлялись на фронт, и мгновенно стала солдатской песней, звучавшей повсюду.
Еще более широкое распространение в годы войны получили так нужные людям задушевные, лирические или шуточные, песни — воспоминания о мирной жизни, о родных и близких, песни о любви. Особенно горячо любимыми и на фронте и в тылу стали песни В. Соловьева-Седого — «Соловьи», «На солнечной поляночке», «Вечер на рейде». Последняя песня на слова А. Чуркина писалась о Ленинграде, но так как название города нигде в тексте не упоминается, каждый город считал ее «своей» песней, созданной именно о нем, — так задушевны, чисты и доверительны ее интонации:
В послевоенные годы главными темами песенного творчества советских композиторов становятся тема борьбы за мир, патриотическая тема.
Лучшие песни этого времени — «Гимн демократической молодежи мира» А. Новикова (слова Л. Ошанина), «Летите, голуби» И. Дунаевского (слова М. Матусовского), «Пусть всегда будет солнце» А. Островского (слова Л. Ошанина). Эмоциональная выразительность, яркость отличают песню «Бухенвальдский набат» В. Мурадели (слова А. Соболева):
Тяготение к лирической песне в послевоенные годы не уменьшилось. Огромной и повсеместной популярностью пользовались «Подмосковные вечера» В. Соловьева-Седого (слова М. Мату-совского). Теплота лирической интонации привлекала многих людей в песне М. Фрадкина «Течет Волга» (слова Л. Ошанина):
Вновь, как и до войны, звучат молодежные песни. Часто в них соединяются радостное приподнятое чувство, бодрый, упругий спортивный ритм и лиричность, как в песне А. Петрова «Я иду — шагаю по Москве» (слова Г. Шпаликова). В некоторых песнях возрождаются образы более раннего времени. Такова, например, песня А. Пахмутовой «О тревожной молодости» (слова Л. Ошанина), которая и по стилю, и по характеру напоминает песни 20-х годов:
Уже в конце 50-х, а особенно в 60-е годы стала очевидной необходимость в новом музыкальном и новом поэтическом слове, слове, очищенном от штампов, слове индивидуальном и неповторимом. Возникшая в это время авторская песня воплотила в себе это стремление. Среди выдающихся творцов авторской песни особенно популярны имена Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Галича.
Строительная проектная организация в москве spproject.ru.
Выскажите своё мнение:
Отзывы