Песнь цыганки (П. И. Чайковский—Я. П. Полонский)

Значительно труднее разобраться в «подтексте» романса Чайковского «Песнь цыганки». Это один из наиболее сложных для понимания и исполнения романсов. Трудность истолкования этого романса состоит в сложности трактовки стихотворения Полонского самим Чайковским. Действенная линия романса раскрывается, если заметить (услышать) «зашифрованную» тему романса («сверхзадачу»).

В романсе в скрытой форме присутствует «рок», излюбленная и мучительная тема Чайковского. Тема «рока» однако как бы затуманена. И тем не менее все «куплеты» романса, исключая среднюю замедленную часть (andante), «стянуты узлом рока», подобно шали цыганки, «узлом стянутой» на ней рукой возлюбленного. Все пять «гитарных» куплетов, включая фортепианные прелюдию и постлю-дию, звучат буквально с «затянутой» и затягивающей тоникой, — так неуклонно акцентируется она на сильной доле такта, как бы вбирая в себя остальные звуки мелодии. Эта подчеркнутая метрическая властность характеризует не только роковую обреченность цыганки, но и самую манеру, формальный признак цыганского пения.

Во имя этой стилизации Чайковский прибавляет еще один реалистический штрих — гитарность.

Эта музыка с ее устойчивой, как бы роковой обреченностью определяет «сверхзадачу» романса. Оттолкнувшись от нее, можно и следует углублять дальнейшие поиски внутренней линии романса.

Тема романса — роковая сила, извечно влекущая цыганку к борьбе за вольность и свободу чувства, которые с древних времен живут в ее крови.

В музыке Чайковского вскрыта не бытовая драма цыганки, полюбившей человека не своего круга или клана, но рисуется некий обобщенный образ цыганки. В силу роковой тяги к свободе и несмотря на личную боль (замедленная часть музыки в середине романса — andante), цыганка все равно уйдет с табором и будет уходить постоянно, разлучаясь также и с другими возлюбленными («кто-то мне судьбу предскажет, кто-то завтра, сокол мой, на груди моей развяжет узел, стянутый тобой») В музыке романса лишь в средней его части (andante) выявляется и слышится драма женщины, расстающейся с любимым. Вся остальная музыка лишена напряженных любовных эмоций. Она звучит почти отрешенно. Цыганка играет на гитаре, напевая песню. Слова песни могут иметь отношение к возлюбленному, а могут и не иметь. Возлюбленный цыганки находится здесь же, возле потухающего костра. Подтекст песни трудно определим. Мысли цыганки и ее возлюбленного лишены конкретности. Разлука предрешена. Оба это знают. Говорить не о чем. Делить нечего. Оба коротают последнюю ночь перед разлукой. «Острых» внутренних задач также нет ни у того, ни у другого. Трудность исполнения состоит именно в отсутствии «острых» задач у актера. Таковы «предлагаемые обстоятельства» романса.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: