Канцоны, романсы, серенады и песни

В воспоминаниях современников, в собственных высказываниях композитора неоднократно сквозит мысль о том, что русские народные песни высоко ценились и глубоко изучались Метнером. С особым интересом он слушал старинные народные былины и, как чуткий художник, ощущал необходимость реальной связи с народной музыкой. Народные напевы Метнер почти никогда не вводил как цитаты, но пропитанные элементами родных напевов его сочинения оказываются одновременно и вполне индивидуальными и вполне национальными . Конкретная образность, присущая искусству Метнера, тесно связана со значительной ролью программности и жанрового начала в его сочинениях . Важнейшими, определяющими жанрами творчества композитора стали песня и танец.

Канцоны, романсы, серенады и песни легли в основу таких сочинений, как второй лирический цикл «Забытых мотивов» (op. 39), включающий «Раздумье», «Романс» и «Утреннюю песню», как «Вечерняя песня» и «Песнь па реке» из op. 38 и медленная часть второго фортепианного концерта («Романс»), как сказки op. 9 № 3 («Серенада») к op. 14 № 1 («Песнь Офелии»).

Часто обращается композитор к жанру танца и к некоторым характерным танцевальным ритмам. Танец темпераментный и изысканный, стремительный и плавный воплощен Метнером в третьем танцевальном цикле Забытых мотивов» (op. 40). «Грациозный танец», Праздничный танец», «Лесной танец» (из op. 38), «Танец», ставший средней частью первой скрипичной сонаты (op. 21), «Танец-сказка» (op. 48 № 1), прелюдия «В темпе сарабанды» (op. 54, № 3), «Русская хороводная» для двух фортепиано op. 57 и танцевальные вариации из первого фортепианного концерта и импровизации op. 47 — вот далеко не исчерпывающий перечень танцев и танцевальных эпизодов, встречающихся в сочинениях Метнера. Особенно композитор тяготеет к вальсу. В этом жанре написаны, например, романсы «Давно ль под волшебные звуки» (Фет), «Могу ль забыть» (Пушкин), фортепианный романс op. 39, фортепианная импровизация «Воспоминание о бале», сказка op. 34 № 1 «Волшебная скрипка»… Значительное место отводит он и величавому маршу-шествию. Таковы, например, «Траурный марш» из op. 31, сказка «Рыцарское шествие» (op. 14 № 2), непрограммные сказки op. 8 № 1 и op. 26 № 4, кода первого фортепианного концерта, «Трагической сонаты».

Ключ к своеобразию музыки Метнера следует искать также в характере ее тематизма. Одна из наиболее характерных его черт — тесное переплетение вокальных и инструментальных принципов: с одной стороны, вокальные мелодии композитора носят подчас подчеркнуто инструментальный характер . С другой стороны, инструментальное творчество композитора характеризуется широкой опорой на песенный тематизм. Метнер прямо называет многие пьесы канцонами, романсами, песнями. Таковы, например, тема «Романса» из второго фортепианного концерта, мелодии известных русских сказок op. 26 № 3, op. 34 № 3, op. 53 № 3 и другие.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: