Идейные расхождения братьев Метнер

Не без влияния запутанных философских доктрин Эм. К. Метнера Николай Карлович создает такие опусы, как «Три романса» на тексты Ницше, задумывает «Теургическую сонату». Характерно, что в период работы над этими произведениями Метнер пишет брату о своем внутреннем неприятии настроений поэта: «Спасибо за стихотворения Ницше. По-моему, это лучшее из его стихотворений . Форма не уступает Гете, и при этом оно невероятно характерно для Ницше. Но неужели можно жить с таким настроением! Вот почему я особенно люблю Пушкина и Гете, что при всей их гениальности и духовности они всегда оправдывают жизнь…» .

Идейные расхождения братьев Метнер постепенно, все более и более отдаляли их друг от друга. Освободившись от философских доктрин брата, Николай Карлович создает ряд выдающихся сочинений, и одним из первых он пишет известную сонату op. 22, задуманную ранее, как «Теургическая соната». В 1916 году за создание сонаты op. 22 и «Сонаты-Баллады» op. 27 композитор второй раз удостаивается Глинкинской премии.

Живя в тесном кругу своих близких и родных, Метнер создал свой уклад, где все было четко распланировано и подчинено творческим задачам. Различные причины, выводившие его из рабочего состояния, переживались Метнером очень остро, как что-то мучительно мешавшее обычному ходу его творческих занятий. Ведя очень замкнутый образ жизни, Метнер оказался в стороне от передовых общественных устремлений века.

 

Глубокая аполитичность музыкальной среды, в которой вращался композитор, узость собственных политических горизонтов помешали ему определить свое отношение к Октябрьской революции. Тяжелое экономическое положение России после гражданской войны, разруха, голод гнетуще действовали на композитора, усугубляя его мрачные настроения. Впрочем, Метнер в этом отношении не был исключением. Таким пессимистическим настроениям была подвержена в те годы определенная часть русской художественной интеллигенции; ссылаясь именно на эти причины, некоторые из них в разное время и при разных обстоятельствах покинули родину. Метнер уехал за границу осенью 1921 года. Однако он никогда не думал, что покидает Россию навсегда, и предполагал скоро вернуться. В письме от 27 октября к Н. Г. Райскому композитор сообщает о «предстоящем возвращении домой» , Но планам Николая Карловича не суждено было осуществиться.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: