Цикл Родная земля на слова А. Твардовского
Занимает особое место в творчестве композитора. Цикл написан в 1961 году, в конце жизненного пути, в годы тяжелой болезни, которую композитор преодолевал огромными усилиями воли, продолжая работать и создавать. Выбранные им для цикла стихотворения составляют своего рода творческое credo Шебалина, выражая его отношение к родине, к жизни, к работе, к искусству. Пожалуй, ни в одном другом произведении композитор, всегда сдержанный, не высказывался так открыто и до конца.
«Лейтмотивом» цикла является тема любви к Родине, иногда окрашенная горьким чувством неизбежности расставания. Эта тема звучит в первом романсе «Спасибо, моя родная земля», который начинается сдержанно и строго, а в конце превращается в патетический дифирамб. Интересно, что широкая и вольная мелодия этого дифирамба основана на распевании интонаций декламационной мелодии начала:
[1] Восемь романсов на слова А. Твардовского (ор. 54): «Спасибо, моя родная земля», «Ветер», «Некогда мне над собой измываться», «Снега потемнеют синие», «Собратьям по перу», «Не знаю, как бы я любил», «Моим критикам», «У Падуна».
Теме родины и созидательного труда народа посвящен эпилог цикла — «У Падуна», тоже завершающийся дифирамбически.
Эти два романса образуют обрамление цикла, в них основная его тема названа, провозглашена. Но и в других романсах она постоянно звучит в подтексте, окрашивая собой и мысли о жизни и смерти, и мысли о долге художника.
Теме долга художника посвящены три романса: «Некогда мне над собой измываться», «Собратьям по перу» и «Моим критикам».
Зная обстоятельства жизни композитора, в которых был создан цикл, мы воспринимаем эти романсы как предельно искреннее высказывание художника, для которого творчество было моральным долгом, честно выполненным до конца.
Современность музыкально-речевой интонации — первое, что хочется отметить в этих трех романсах. Достигнуто это качество не обращением к интонациям массовой песни, как это было в цикле на слова Коваленкова, а переводом на язык музыки современной живой поэтической речи. Главное средство для этого — ритм. Поясним это на некоторых примерах.
Дактиль Твардовского:
Некогда мне над собой измываться,
Праздно терзаться и даром страдать —
нельзя проинтонировать так, как, например, плавный дактиль Лермонтова:
Тучки небесные, вечные странники —
или дактиль Никитина:
Вырыта заступом яма глубокая…
Массажер мяса вакуумный kok.one/catalog/detail/massazher-marinator-dlya-myasa-mm-50/.
Выскажите своё мнение:
Отзывы