В молчанье ночи тайной (С. В. Рахманинов—А. А. Фет)

В построении этого романса легко обнаружить его музыкально-драматическую конструкцию и подыскать к ней характеризующий ее образ.В романсе три части. В медленном, тяжело льющемся lento (в начале романса) вступление певца «О!» звучит в течение трех четвертей такта. Это «О!» — как бы реакция лирического героя на акцентированную и как бы затрудненно звучащую тему. Движение музыки постепенно все более оживляется, появляются...

Далее

Музыкальные периоды

Когда ощущение счастья в душе его достигает вершины, в музыкальном движении происходит неожиданное и резкое замедление темпа (molto meno mosso). И здесь изменяется значение и смысл слов, прежде звучащих взволнованно, с восторженными интонациями. Это внезапное торможение предыдущего темпа рисует как бы остановку нарастающих эмоциональных волн в душе героя. В его сознании происходит внутреннее просветление. Неожиданно, с...

Далее

То было раннею весной (П. И. Чайковский—А. К. Толстой)

В романсе Чайковский использовал приемы динамических накатов и объединения слов в единые бесцезурные волны.Основная тема романса, его «сверхзадача» — радость возникающей новой жизни в душе героя, вызванной весенним пробуждением природы. Приподнятая взволнованность его весенних переживаний на «утре лет» передается то поднимающимися, то ниспадающими волнами музыкальных периодов. На гребнях волн звучит лейтмотив...

Далее

«Сквозное действие» часть 3

Во второй части романса повторяется музыка первого «куска» с уже знакомой мелодией ожидания и с теми же осторожно вступающими синкопами. Но теперь тревога героя усиливается: (синкопа) Отчего же робкое признанье В сердце так тебе запало глубоко? (синкопа) Ты вздыхаешь, ты дрожишь и плачешь; Иль слова любви в устах твоих немеют, Или ты меня жалеешь, ие любишь? Особо выделяется здесь слово «жалеешь»; оно звучит почти роковым...

Далее

«Сквозное действие» часть 2

Романс делится на две крупные части. Каждая из них в свою очередь распадается на два драматических «куска».Уже первое слово вокальной партии «Ты» (внимаешь) врезается мягкой синкопой в ткань изначально льющейся тихой и мягкой мелодии ожидания. Ее ритм передает осторожную, трепетную сдержанность и сосредоточенность чувств героя. Ритм музыки ровен, метричен. Это как бы «настороженные шаги» героя, неуклонно движущегося...

Далее

«Сквозное действие»

Да? или Нет? — вот его драматическое ядро. Отсюда вытекает и «сквозное действие».Это трепетно-затаенное ожидание героем решения своей судьбы, «приговора» всей его последующей жизни. Приговор этот должен стать окончательным: Иль нож ты мне в сердце вонзишь, Иль рай мне откроешь. Герой крайне взволнован, но нетерепение свое сдерживает усилием воли. Внимание его поглощено женщиной, от которой зависит его судьба. Он следит...

Далее

Страшная минута

Предшествующий темп vivace внезапно обрывается в своем разбеге на fortissimo: в стремлении к счастью девушка не замечает пропасти, разверзшейся под ее ногами. С разбега она падает в бездну — возлюбленный покинул ее. Пауза передает самый момент катастрофы, происшедшей в жизни девушки, и является кульминационным моментом романса. Следующие за паузой аккорды в том же темпе vivace тяжелыми резкими акцентами (sforzando) обрушиваются вниз....

Далее

Дикция певицы

Должна соответствовать драматическим задачам, заложенным в музыке романса. Слово вначале должно быть слабым и вялым, постепенно, как и музыка, усиливаясь и приобретая дикционную отчетливость и крепость. В последующем molto pill mosso происходит ритмический слом. Музыка как бы вспыхивает пламенем, переходя в быстрый темп на трехдольный размер (3/в). Воспоминания, подобно пожару, вспыхивают в сознании девушки. В этом отрывке...

Далее

Страшная минута. (Слова и музыка П. И. Чайковского)

Вникая в музыкальный «подтекст» данного романса, можно наблюдать, как одна и та же фраза словесного текста — «Кабы знала я, кабы ведала» — шесть раз на протяжении романса видоизменяет свой эмоциональный смысл, трансформируется ритмом, мелодической интонацией и ладогар-моническим строем музыки.Слово в начале романса как бы опустошено в своем конкретном значении, но затем все более наполняется эмоциональным...

Далее

Воспоминания героя

Последующие строфы стихотворения звучат в своей естественной, логической связи, равно как и динамические нюансы, их сопровождающие.Мне стан твой понравился тонкий, // И весь твой задумчивый вид, // А смех твой, и грустный и звонкий, // С тех пор в моем сердце звучит. Воспоминания героя окрепли и выстроились в логический ряд. Но дальше эти воспоминания снова ослабевают. Логическая связь слов снова разрывается: В часы...

Далее

Средь шумного бала — расстановка слов романса

Естественная, логическая расстановка слов романса такова: Средь шумного бала, случайно, // В тревоге мирской суеты, // Тебя я увидел, но тайна // Твои покрывала черты. По Чайковскому эта строфа читается иначе: Средь шумного бала, // случайно, // В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел,// Но тайна // Твои покрывала черты Также и вторая строфа у Чайковского читается так: Лишь очи печально //глядели,// И голос так дивно звучал, Как звон...

Далее

Средь шумного бала (П. И. Чайковский-А. К.Толстой)

В романсе Чайковского «Средь шумного бала» то вздымаются, то ниспадают волны воспоминаний лирического героя. Динамические нюансы романса не поднимаются выше средней силы звучания (mezzo forte). Все как бы засурдинено. Это грезы героя, переходящие в сновидение. Слова стихотворения А. Толстого лишь намекают на чувство героя, которое не вполне определилось и окрепло в его душе. Оно затаено и пробуждается-«в часы одинокие ночи»,...

Далее

Серенада часть 2-я

Во второй части романса герой обращается к ветерку с требованием направиться к его возлюбленной.Требование героя выражено в музыке настойчивым поступательным ходом мелодии вверх. Каждая фраза, рисующая приказание героя, звучит на одной и той же повторяющейся ноте. Это повторение одного звука доходит до предельного напряжения и усиления (crescendo) к концу периода: к ложу ее по-не-си… Эти последние слоги звучат громко...

Далее

Серенада (П.И.Чайковский—Э. Туркети, перевод А. Горчаковой)

Серенада — это песня в честь возлюбленной, исполняемая под ее окном. Таково одно из словарных определений слова «серенада». Данная серенада исполняется не под окном возлюбленной и даже не самим влюбленным героем. Исполнителем ее является весенний ветерок, которому влюбленный герой дает поручение — донести до возлюбленной его поцелуй. В романсе два «драматических куска». В музыкальном вступлении («прелюдии» по К. С....

Далее

Каков же «подтекст» первого куплета?

Дав волю воображению, начнем действовать по методу К. С. Станиславского. Быть может, так: «Вот так проходит моя жизнь, и так будет всегда…». Куплет пропет. Гитара отложена. Цыганка откинулась от костра, руки закинуты за голову. В последующей музыке, более ленивой, темп замедлен (росо meno mosso). Метр (этот «стягивающий» метр) уже вовсе не подчеркивается. Мелодия делает скачок от тоники на октаву вверх. Сначала очень тихо, но на...

Далее

Песнь цыганки (П. И. Чайковский—Я. П. Полонский)

Значительно труднее разобраться в «подтексте» романса Чайковского «Песнь цыганки». Это один из наиболее сложных для понимания и исполнения романсов. Трудность истолкования этого романса состоит в сложности трактовки стихотворения Полонского самим Чайковским. Действенная линия романса раскрывается, если заметить (услышать) «зашифрованную» тему романса («сверхзадачу»). В романсе в скрытой форме присутствует «рок»,...

Далее

Поэт вышел на прогулку

…Осень. День дождливый и ветреный. К вечеру ветер стих. Поэт вышел на прогулку. Присел на высоком берегу. Увидел, что небо проясняется: «Редеет облаков летучая гряда». В разрывах летящих облаков видна первая вечерняя звезда — Венера. Таковы «предлагаемые обстоятельства» первого «куска» музыки. Вокруг все контрдстирует с роскошной природой Крыма. Луч звезды «осеребрил увядшие равнины, и дремлющий залив, и черных скал...

Далее

Редеет облаков летучая гряда (Н. А. Римский-Корсаков—А. С.Пушкин)

Исполнитель романса воспримет созданный поэтом женский образ как конкретный и осязаемый. Уместно вспомнить, что образ Марии Раевской-Волконской появляется у Пушкина и в других произведениях-, в стихотворении «Не пой, красавица, при мне…», на текст которого написан романс Глинки («…и степь и ночь — и при луне черты далекой, бедной девы», «призрак милый, роковой»), и в черновике посвящения к «Полтаве» («Сибири...

Далее

Душевная отрешенность

Медленно, ритмично колеблющиеся восьмые в темпе meno mosso, слегка акцентируемые на каждой сильной доле такта, своим метрическим однообразием вносят в музыку некий восточный колорит, напоминают как бы ритуальный жреческий танец. Это герой ощущает в своей душе магическое воздействие природы Грузии. В его сердце угасают желания. Душа его как бы оторвана от внешнего мира. В своей одинокой отрешенности она как бы...

Далее

На холмах Грузии (Н.А.Римский-Корсаков—А. С. Пушкин)

Первый минорный аккорд непосредственно вводит слушателя в атмосферу устойчивости, определенности и душевной ясности героя. Аккорд этот монолитен. Он то ли начинает, то ли заключает какое-то важное переживание героя. Он как бы «база», из которой родятся последующие, более мелкие отрывки музыки. Вслед за аккордом в той же тональности возникают речитативные отрывки, рисующие горную природу Грузии: «На холмах Грузии лежит...

Далее

Я все еще его люблю! (А.С. Даргомыжский—Ю.Жадовская)

Примером того, как одна и та же музыка таит в себе различный внутренний подтекст, может служить романс Даргомыжского «Я все еще его люблю!».Романс распадается на две крупные части с музыкальной прелюдией, интерлюдией и постлюдией. Уже в прелюдии мы слышим как бы отдельные звенья будущей темы романса — «Я все еще его, безумная, люблю». Каждая из двух крупных частей романса в свою очередь расчленяется на две неравные...

Далее

Проведение рефрена

Ночной зефир струит эфир… (А. С. Даргомыжский— АС. Пушкин)В «Ночном зефире» Даргомыжского можно наблюдать, как образ повествователя постепенно исчезает и поглощается все явственней проявляющимся образом лирического героя. В повторяющихся отрывках c-moll (рефрене) изображаются одновременно картина природы и безотчетное томление героя. В них звучит, по характеристике Первое проведение рефрена более эпично, чем...

Далее

Полная перестройка

Вместо отметки автора amoroso е dolce стоит risoluto е con furore — решительно, яростно. Мелодия из мягкой и нежной становится резкой, акцентированной и отрывистой, изображая ревнивую свирепость.О, дева бедная моя! И дик, и мра-чен буду я И бурю смерти подыму Тебе и другу твоему! Последний куплет рисует картину убийства двух персонажей драмы — изменницы и соперника. Дымится кровь, не-сет-ся крик! А я к устам твоим при-ник. Я рву последний...

Далее

О, дева чудная моя (Болеро) (М. И. Глинка—Н. В. Кукольник)

Романс этот — единственная в своем роде гениальная «шутка» Глинки. Композитор показывает здесь, как с помощью одного и того же музыкального материала можно решить не только разные, но прямо противоположные, контрастные драматические задачи. Первая строфа романса поется legato, нежно, с выражением ничем не нарушаемой страсти и с отметкой Глинки amoroso е dolce (любовно, нежно): О, дева чудная моя! Твоей любовью счастлив я. Припав...

Далее

Знаменитый «Жаворонок» М. И. Глинки.

Едва ли найдется в русской музыкальной литературе романс более популярный и «запетый». Всеобщая любовь к нему вызывается, по-видимому, чертами наивной прелести и задушевной простоты его напева. В романсе заключены два резко разделенные элемента музыки: программно-тематический (песня жаворонка) и субъективно-лирический (переживания героя). Во вступлении, интерлюдии и заключении романса звучат фиоритуры и трели...

Далее

Вводные замечания

Возникает живой образ Станиславского с его обычными вопросами к артистам: где, кто, когда, каковы «предлагаемые обстоятельства» роли, каково развитие чувств, «логика чувств» данного персонажа и т. д. и т. п. В конце своей жизни, во время болезни Станиславский по просьбе Н. В. Тихомировой, артистки МХАТа, навестившей его, написал несколько коротких и мудрых слов. (Эти слова он написал на бумаге, в которую были завернуты...

Далее

Метафорическое мышление

К. С. Станиславский говорит в первой части «Работы актера над собой», в главе «Куски и задачи»: «Верное название, вскрывающее сущность куска, вскрывает заложенную в нем задачу». «Знаете ли вы, что представляет собой хорошо угаданное название, определяющее внутреннюю сущность куска? Оно является его синтезом, экстрактом. Чтобы получить его, необходимо настоять кусок, как настойку, и выжать из него полученную сущность,...

Далее

Исполнитель никогда не собьется с пути

Исполнитель романса должен выработать способность представить себя тем лицом, от которого поется романс (да и едва ли существуют иные реальные способы сделать исполнение живым и доходчивым).Он (исполнитель) должен установить равновесие частей романса, развить логическое дви* жение чувств, заключенных в музыке, наконец, выразить «внутренний образ» романса каким-либо параллельным образом, какой-либо метафорой, которая...

Далее

Романс Рахманинова

В романсе Шапорина «Заклинание» метрическая схема проявляется в рисунке фортепианной партии ,где равномерно повторяющаяся фигурация шестнадцатых изображает неослабное душевное волнение лирического героя. Оно вызвано пароксизмом тоски по умершей возлюбленной: «Приди как дальняя звезда, как легкий звук иль дуновенье, ¦ иль как ужасное виденье, мне все равно, сюда! сюда!..». Любящему не нужно ни узнать тайны загробной...

Далее

Сила метра проявляется в романсах

Куплетная песня, перерастая в романс или питая его своей стихией, передает ему и некоторые свои стилистические свойства. В романсах XVIII века, сохранивших родство с народной песней, темпометрическая схема проявляется наиболее отчетливо. Во многих романсах М. И. Глинки в той или иной степени также проявляется метрический стержень, выявляющий жанр данного романса: «К ней» — мазурка, «Признание» — вальс, «В крови...

Далее

Неисчислимые сочетания

Одним из важных элементов, раскрывающих драматическую сущность романса, является, по определению Станиславского, темпоритм. Организующим моментом темпоритма в понимании Станиславского является, несомненно, метр: «Метр всегда одинаков, его не изменишь». Под метром мы все понимаем равномерность уходящего времени («тик-так, тик-так» часового маятника). Этот метр «всегда одинаков». Наш слух делит его, независимо от нашей...

Далее

Музыкальный материал

К. С. Станиславский считал, что в основе творческого процесса должна лежать развитая творческая способность возвращать музыке, застывшей в виде нотных знаков, ее первородную художественную сущность. Исполнитель, воспринимающий музыкальный материал, должен пройти путь, обратный пути, совершенному композитором. Осваивая •музыкальную ткань произведения, вникая в смысл музыкальной формы, во все ее детали, исполнитель...

Далее

Ноты в ариях

В заботе Шаляпина о точном произнесении слова, всех гласных и согласных звуков ощущалась любовь его к русскому языку, к русской национальной культуре, любовь к литературе, преклонение перед Пушкиным, которого, по собственному выражению великого певца, он любил больше всего на свете.Владение различными манерами пения позволяло ему охватывать все разнообразие исполнительского жанра. Он воплощал образы «высокие» (Борис...

Далее

Затемнения звука

Благодаря различному драматическому насыщению слов в последних пропеваемых фразах слагался единый драматический смысл не только последнего вокального абзаца. Суммировалось внутреннее содержание и всей арии Алеко: «Моя Земфира охладела…».Если попытаться снова вернуться к анализу чисто вокальной техники Шаляпина, то можно охарактеризовать ее так: использование динамических ресурсов голоса, использование...

Далее

Откровение для певцов

В концертном ли зале, или на театральных подмостках — основой исполнения является сценическая правда, которая заключается в полной искренности выражения и безграничном единстве всех средств творческой изобразительности. Ведь искусство артиста-певца ставит своей целью пробудить в зрителях и слушателях представления, образы и чувства, из которых состоит жизнь с ее удивительным сплетением реального и конкретного с...

Далее

Самая эффектная ария

Многих пугает само слово система. На самом деле это лишь «внутренняя гигиена артиста», как писал об этом в «Вечерней Москве» профессор-пси-хиатр Банщиков. «Сквозное действие» самой системы — это освобождение личности актера, действующего на сцене. В своей Оперной студии К. С. Станиславский разрабатывал элементы творческих достижений Шаляпина. Он добивался от актеров точного следования ритмомелодическому рисунку...

Далее

Писатель А. Арго

Сам Станиславский побаивался слишком прилежных и рьяных вызубривателей системы, считая, что система требует живого, творческого подхода к себе. Однажды певцы Оперной студии, беседуя с Константином Сергеевичем о системе, заговорили о «сквозном действии». Хитро улыбнувшись, он сказал: «Сквозное действие… — Улыбка, неопределенное похмыкивание, пальцы слегка барабанят по столу.. — По правде сказать, у меня сквозное...

Далее

МХАТ в 1961 году.

Закон освобождения мышц — это закон любого исполнительского искусства. Он необходим как пианисту, так и драматическому артисту. Певец должен отработать «независимость своих мышечных групп», так же как и пианист должен выработать «независимость» своих пальцев, кисти и т. д. Однажды, в обычном разговоре, Шаляпин бросил такую фразу: «У меня сегодня на сцене напряжен первый палец, и я уже не тот». Вспоминается случай на...

Далее

Направленность внимания

Основой творческого метода К. С. Станиславского являлось проникновение во внутренний мир музыки и его воплощение в сценическое действие. Выражаясь языком системы, это проникновение в музыку можно назвать «действенным оправданием» музыки, то есть артист, читающий музыкальный текст, должен «оправдать» его соответствующим сценическим действием. Например, в «Евгении Онегине», в последнем действии, когда Гремин задает...

Далее

Техника в пении Шаляпина

Для Станиславского Шаляпин явился той «натурой», тем «идеалом», наблюдая который строил он свою работу над оперой.Вокальная и драматическая техника в пении Шаляпина сливались настолько органически, что было невозможно отделить то, что он делал на сцене, от того, как он это воплощал. Об этой слитности внутренней и внешней техники сам он говорил так: «Я не знаю, в чем дело. Просто, когда пою Варлаама, я ощущаю, что я Варлаам,...

Далее

Шаляпин

Если о Шаляпине можно говорить как об идеальном певце русской школы пения, то прежде всего нужно заметить, что голос его нельзя было квалифицировать как героический, лирический или характерный. В молодости, по определению Усато-ва, «это был небольшой баритон». Тем не менее этот голос со временем стал «универсальным» и способным владеть всеми специфическими вокальными тембрами — от нежного тенора до героического баса....

Далее

Романс Станиславский

Наблюдая драматическое неравновесие слова и музыки, К. С. Станиславский в своей Оперной студии гениально разрешил проблему их равнодейст-вия в первом квартете оперы «Евгений Онегин». Квартет этот был разграничен различными манерами пения, различным воплощением смысла словесного и музыкального.Дуэт «Слыхали ль вы?» был слышен через открытое в сад окно. Ольга играла на клавесине, Татьяна стояла возле. Обе пели. Дуэт...

Далее

Шаг вперед

Вспомним здесь слова Шерлока Холмса, героя рассказов Артура Конан Дойля: «Я ставлю себя на место действующего лица и, прежде всего уяснив для себя его умственный уровень, пытаюсь вообразить, как бы я сам поступил при аналогичных обстоятельствах»1. Так Холмс характеризует свой метод проникновения в природу человеческой психики, в духовную сущность «подследственных». И этот метод сопоставим с законами, о которых говорит...

Далее

Романсы

В романсах встречается речитатив, похожий на «сухой» речитатив (secco). Например, в романсе А. С. Даргомыжского «Мне все равно», в последней фразе первого музыкального периода («Мне все равно, страдать иль наслаждаться, к страданьям я привыкла уж давно. Готова плакать и смеяться — мне все равно, все равно!»). Последнее «все равно!» звучит уже совершенно сходно с разговорной интонацией. В его же романсе «Безумная, я все еще его...

Далее

Приемы пения

Вокалисту следует овладеть приемами пения: legato, staccato, martellato, marcato.Пение legato требует слитности вокальных звеньев и непрерывности звукового потока, staccato — короткого, отрывистого звука на каждом вокальном слоге, martellato — отрывистого, но немного более длительного звучания, чем при пении staccato, marcato — резкого акцентирования звука. Как при пении legato, так и при staccato певцу необходимо овладеть кантиленой и различными формами...

Далее

Молодые певцы

В «анализе романсов» Надежда Матвеевна удивительно точно и тонко раскрывает каждую вещь. Она не только вникает в поэтический текст и музыку данного произведения, но хорошо чувствует поэта, знает обстоятельства создания данной вещи. Осваивая музыку, она вводит ученика в понимание подтекста романса или арии. Этим она добивается художественного результата от певца. Ведь каждый романс можно, в сущности, решить и...

Далее

СОВЕТСКИЙ КОМПОЗИТОР

Все, что написано здесь Н. М. Малышевой, представляется мне очень верным. На этом я воспитывалась. Мое мышление пошло по этому же пути, и теперь я также могу передавать свой опыт певцам, которые часто обращаются ко мне за помощью. Будучи человеком необыкновенно восприимчивым и сохранив в стиле своей работы редкую непосредственность, Надежда Матвеевна постоянно наблюдает работу певцов. Очень многое она вынесла для себя...

Далее

Стоимость разработки проекта планировки территории какова стоимость разработки проекта.