Монографический очерк

Творчество Николая Карловича Метнера — композитора и пианиста — одно из интереснейших явлений в музыкальном искусстве конца XIX и первой половины XX веков. Наряду с Рахманиновым и Скрябиным Метнер принадлежит к ведущим фигурам русской музыкальной культуры. Судьба этих трех крупнейших современников сложилась, как известно, по-разному: если Рахманинов и Скрябин безоговорочно вошли в когорту русских музыкальных...

Далее

Архив композитора

Советские и зарубежные музыкальные словари и энциклопедии , изданные за последние пять-десять лет, содержат лишь краткие статьи, касающиеся, как правило, самих общих фактов музыкальной деятельности Метнера. В большинстве статей настойчиво проводится мысль о несвоевременности и определенной ретроспективности метнеровского искусства, уходящего своими корнями (по мнению большинства критиков) в классическую и...

Далее

Детство и юность

Николай Карлович Метнер родился в Москве 5 января 1880 года (24 декабря 1879 года по старому стилю). Его мать, Александра Карловна, происходила из семьи Гедике, насчитывавшей несколько поколений музыкантов, и в молодости выступала как певица. Она первая оказала влияние на судьбу своего сына, начав учить его фортепианной игре. Горячая поклонница А. Г. Рубинштейна, Александра Карловна стремилась побывать на всех его концертах и...

Далее

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

В раннем возрасте у мальчика выявилась склонность и к композиции. Еще не зная теории, он писал ноты на любом клочке бумаги, попадавшем ему под руку. Фортепиано и скрипка стали любимейшими инструментами Николая Карловича, и в дальнейшем он создавал произведения почти исключительно для них. Музыкальный вкус юного Метнера рано стал не по-детски серьезным. Ребенком он не желал играть никакой специально детской литературы,...

Далее

В период изучение контрапункта

Теоретические предметы Николай Карлович проходил у Н. Д. Кашкина (элементарная теория), А. С. Аренского (гармония, энциклопедия ) и С. И. Танеева (контрапункт). Занятия с Танеевым в консерватории оказались очень непродолжительными — всего один 1897/98 учебный год. В тот период изучение контрапункта показалось Метнеру делом сухим, слишком рациональным, и к концу года он прекратил занятия. Курс контрапункта Метнер изучал в...

Далее

Успехи пианиста и первые творческие достижения

В 1900 году Николай Карлович блестяще оканчивает Московскую консерваторию по классу фортепиано В. И. Сафонова и удостаивается малой золотой медали . Сохранились устные предания, рассказывающие о блестящем исполнительском искусстве Метнера уже в те годы: «Сам Сафонов заявил однажды, что Метнеру за его игру следовало бы присудить Бриллиантовую медаль, если бы таковые существовали» . 29 мая 1900 года Н. Метнер в числе лучших...

Далее

Популярность Метнера-пианиста растет

Начинается исполнительская деятельность Метнера, принесшая ему известность. Концерты Метнера в первые годы были явлением нечастым, но запоминающимся. В свои программы он включал преимущественно камерные произведения русских и западных авторов, а также и собственные сочинения. С 1900 по 1906 год были исполнены первый концерт Чайковского , соната Бетховена op. 106 и его виолончельная соната op. 102, «Музыкальный момент» № 3...

Далее

Завершение сложного замысла

В первые годы XX века Метнер работает над целой серией сочинений, многие из которых создавались быстро, но некоторые ждали своего завершения целыми десятилетиями. Из первых одиннадцати опусов большинство — пьесы малой формы: романсы op. 3 и op. 6 (девять песен Гёте), «Арабески» op. 7, «Сказки» op. 8 и op. 9, «Дифирамбы» op. 10, цикл из трех небольших сонат — «Триада» op. 11. В эти же годы композитор начинает работать над двумя крупными...

Далее

Неторопливо льется музыкальная речь

Пианистическое искусство Метнера получает известность и за рубежом. В 1904 году он дает несколько концертов в Германии, где с большим успехом исполняет произведения Баха, Бетховена, Шумана и свои собственные. Концертная деятельность Николая Карловича продолжается и в Москве. Знаменательным событием «исполнительской биографии» Метнера стал концерт, который состоялся 31 октября 1906 года. Он впервые исполнял недавно...

Далее

Метнер становится членом жюри

В первые годы XX века, наряду с интенсивной концертной деятельностью, Николай Карлович принимает участие и в работе ряда музыкальных кружков. Известная русская певица М. А. Дейша-Сионицкая, организатор «Музыкальных выставок» , приглашает Метнера выступить в концерте 31 марта 1908 года. Композитор исполнил сказки op. 8 и op. 9 и с М. А. Дейшей-Сионицкой ряд романсов. Следует отметить участие Метнера в работе камерного...

Далее

Метнер становится членом Совета Русского музыкального издательства

В черновике сонаты Метнер записывает: «Здесь (в разработке. — Е. Д.) дать именно некоторый намек на радостное настроение, которым разрешается вся пьеса (Coda, Allegro festivo)… Но, разумеется, только намек, легкое предсказание» . Этот замысел композитор подчеркивает и характерной «фортепианной инструментовкой»: раздел побочной партии в разработке исполняется tranquillo, cantabile и Solo, в противоположность коде, где резко меняется темп и...

Далее

Вторая тема части — светлая, мажорная, олицетворяющая образ прекрасной мечты

Начинаясь в сдержанно-созерцательных тонах, она затем звучит страстно, напоминая многие метнеровские дифирамбы, Небольшую разработку Метнер строит на интенсивном развитии первой балладной темы. Лишенная своей мелодической напевности, она звучит теперь изломанно, прихотливо, подобно какому-то причудливо-фантастическому видению. Яркая образная трансформация темы достигается благодаря очень напряженному...

Далее

Пора расцвета

Десятые годы XX века ознаменовались ярким расцветом творческой деятельности Метнера. В этот период композитор особенно интенсивно работает в жанре сонаты: первая скрипичная соната op. 21, фортепианные сонаты op. 22, op. 25 № 1, 2, op. 27, op. 30. Высоко ценивший дарование Метнера Н. Я. Мясковский писал С. С. Прокофьеву: «Вы потеряли такое незаменимое удовольствие, как слушание Метнера. Я пришел к убеждению, что это колоссальный талант и...

Далее

Хоральный образ побочной партии

В первом разделе сонаты Метнер стремится к ясной и стройной форме. Главная и связующая партии даны как единый раздел, представляющий показ (главная партия) и развитие (связующая партия) первой темы. Иную образную сферу составляет тема побочной партии: нарочито статичная, она звучит как просветленный лирический хорал: Хоральный образ побочной партии проходит в сонате большой путь развития: через...

Далее

Рахманинов очень высоко ценил Метнера

Метнер очень высоко ценил творчество Рахманинова и за его необыкновенную способность раскрыть в музыке прекрасное: «Что меня всегда поражает в Рахманинове, при исполнении каждой ноной его вещи, так это красота, настоящее излияние красоты. Однако это достойно всякого сочувствия, — что он красоты в музыке не стыдится и не боится ее нагнетать В таком большом количестве» . Рахманинову Метнер посвятил второй фортепианный...

Далее

Необычна и гармоническая основа пьесы

Интенсивную исполнительскую деятельность Метнер сочетает с творчеством. В середине 10-х годов (1914— 1915) он работает над завершением фортепианной сонаты op. 30 и трех пьес op. 31. Эти сочинения были впервые исполнены в Москве в авторском концерте 20 февраля 1915 года. В дальнейшем он неоднократно включал их в программы своих концертов. Op. 31 включает три пьесы: «Импровизацию», «Траурный марш» и «Сказку». Одним из самых впечатляющих...

Далее

Композитор-мыслитель

Занимаясь каким-либо делом, Метнер всегда отдавался ему целиком, вкладывая в это весь свой талант, знания и опыт. Не удивительно поэтому, что занятия учеников с этим редким музыкантом были содержательными и для них очень ценными. Разгадав индивидуальные склонности учащегося, Николай Карлович стремился развивать в нем то, что заложено самой природой. Путем непринужденных бесед он подводил ученика к самостоятельному...

Далее

В эпоху сложных, а подчас и противоречивых поисков в искусстве

Хотя с концертной эстрады в исполнении Метнера звучало сравнительно небольшое число произведений разных авторов, он считал для себя (и, конечно, для своих учеников) необходимым изучить целый ряд сочинений композитора, чтобы глубже передать особенности его стиля. Известно, что в метнеровский «репертуар для себя» входили прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» и «Искусства фуги» Баха, значительное число...

Далее

Идейные расхождения братьев Метнер

Не без влияния запутанных философских доктрин Эм. К. Метнера Николай Карлович создает такие опусы, как «Три романса» на тексты Ницше, задумывает «Теургическую сонату». Характерно, что в период работы над этими произведениями Метнер пишет брату о своем внутреннем неприятии настроений поэта: «Спасибо за стихотворения Ницше. По-моему, это лучшее из его стихотворений . Форма не уступает Гете, и при этом оно невероятно...

Далее

Годы скитаний

С 1921 по 1924 год Метнер жил в Германии. В глубине души композитор, вероятно, надеялся встретить в стране далеких предков особенно теплый и сочувственный прием. Но немецкая публика по-настоящему его не поддержала, и на поверку оказалось, что даже шумановско-брамсовские корни музыки Метнера уже не являются теперь достаточным «козырем». Композитор убедился, что ему не найти второй родины и прежде всего духовного отечества. В...

Далее

Работая над серией фортепианных сочинений

В первые годы жизни за рубежом (до 1927 г.) Николай Карлович создает десять опусов. Заметно усиливается интерес композитора к вокальным жанрам: «Соната-вокализ» и «Сюита-вокализ» составляют op. 41. Не связанные с литературным текстом, эти сочинения своеобразно отражают основной тезис, характерный для вокального творчества композитора: голос трактуется им как совершенный музыкальный инструмент, способный стать...

Далее

Зависимость от долгосрочных контрактов и ангажементов

Приезд Метнера широко освещался и в прессе : «Возвращение Н. Метнера после пятилетнего отсутствия в СССР было отмечено московской публикой горячим приемом. Действительно, немного сейчас найдется композиторов, которые бы в такой мере отвечали потребности и вкусам определенной части московского квалифицированного слушателя», — писал Евг. Браудо. Особое внимание в рецензиях уделялось второму концерту: «Второй концерт...

Далее

Три танцевальные сказки

В поздних метнеровских сказках op. 42, 48 и 51 ощущается преобладающая тяга композитора к русской тематике. Как дань воспоминания о Родине появляются «Русская сказка» op. 42 № 1 и «Сказка-танец» op. 48 № 1 с характерным подчеркиванием народно-танцевальных элементов, «Русский хоровод» op. 58 для двух фортепиано (еще одна своеобразная сказка о веселом народном празднике) и сказки op. 51, посвященные любимым героям народных...

Далее

Кредо художника

В пятилетие 1930-1935 годов творчески наиболее плодотворными оказываются два года — 1931 и 1932-й, когда композитор пишет две сонаты op. 53 — «Романтическую» и «Грозовую», а также op. 54 — «Романтические эскизы для юношества». «Грозовая соната» впервые исполнена автором в Лондоне 19 января 1935 года. Создавая последние сочинения вдали от Родины, Метнер с тоской ощущал ненужность своего творчества для музыкальной культуры Запада:...

Далее

Сложный путь развития

Ищущий художник, много размышляющий об искусстве композитора и исполнителя, Н. К. Метнер в течение долгих лет вел дневниковые записи, касающиеся специфики фортепианной игры , отдельных вопросов творчества и т. д. К началу 30-х годов композитор ощутил внутреннюю потребность систематизировать многие положения своей творческой эстетики в виде специальной книги. Над осуществлением этого замысла Николай Карлович работал в...

Далее

Композиторы ищут новых связей

В «Музе и Моде» композитор раскрывает важнейшие положения своей творческой эстетики. Рассматривая вопрос о специфике искусства, он высказывает мысль, что каждый вид искусства имеет свой, только ему присущий язык. Языком музыкального искусства, его сущностью являются, по Метнеру, «музыкальные смыслы», к которым относится гармония, мелодия, ритм и другие элементы музыкальной речи, а также форма. Составляя один общий для...

Далее

Музыка есть язык

Ясность гармонического языка (то есть соблюдение норм функциональности), яркость музыкального образа (темы), таящего в себе все элементы развития, сочетания стройности формы с глубиной содержания, Метнер считал обязательными и для своего творчества. Метнер затронул проблему взаимодействия эмоционального и рационального в искусстве. Он утверждал, что у подлинного художника эти моменты неразрывно связаны. Метнер не...

Далее

Не композитор создает индивидуальный стиль

Подводя итог своей критике, Метнер указывал на полную обреченность, бесперспективность модернизма. Это направление по своей природе сужает возможности творчества, ограничивая композитора некими «модными рамками», выход за пределы которых грозит их искусству полным провалом. И получается, что не композитор создает индивидуальный стиль, который какими-то определенными нитями связан с предшествующим искусством и...

Далее

Последние работы

Конец 30-х годов — по существу последний творчески активный период в композиторской биографии Метнера. В 1937—1938 годах композитор завершает работу над «Сонатой-Идиллией» op. 56—светлым восторженным гимном любви и жизни. Соната впервые исполнена в Лондоне 10 февраля 1939 года. В образном плане «Соната-Идиллия» является полной противоположностью вдохновенно-напряженному тону «Грозовой» сонаты. В двухчастной...

Далее

Метнер не обосабливает каждую часть концерта

Неоднократно возвращаясь, тема подвергается различным образным трансформациям — звучит то сурово-настороженно, то мягко-задумчиво, то шутливо. Однако самое яркое перевоплощение темы дано в коде концерта. Здесь она (тема Русалки) звучит как гимн, воспевающий радостное, светлое чувство любви. Один из самых впечатляющих образов Концерта — широкая, «зовущая» тема Русалки: Она возникает лишь в финале концерта как еще одно...

Далее

Квинтет

В Москве квинтет был впервые исполнен 26 март 1957 года пианистом А. В. Шацкесом — учеником автора — и Государственным квартетом имени Комитаса в составе А. К. Габриеляна, Р. Р. Давидяна, Г. С. Талаляна, С. З. Асламазяна. Квинтет как «лебединая песнь» Метнера сочетает, с одной стороны, юношескую непосредственность мысли, выразившуюся прежде всего в его ясных и простых темах первой и второй части, а с другой— мастерское...

Далее

Последний этап

Отдельные тончайшие находки в финале квинтета — поэтичная лирическая связующая партия или мастерски сделанные реминисценции тем первых частей — захлестываются и подавляются, калейдоскопически быстрой сменой образов. Форма частей и их расположение в квинтете необычны. Традиционное сонатное allegro использовано лишь в финале квинтета; первые две части становятся как бы развернутым прологом. Первая часть квинтета, Molto...

Далее

Элемент разработочности проникает в репризу

Финал — калейдоскопическая быстрая смена образов, настроений. Сонатная форма, лежащая в его основе, чрезвычайно многотемна и усложнена. Образный контраст финала заключен не в противопоставлении главной партии (allegro vivace), с ее танцевально-вихревым размахом, и побочной партии (sempre a tempo quasi Hymn), названной самим автором гимном. Основной конфликт кроется в сопоставлении экспозиции и разработки, широко использующей темы...

Далее

НАСЛЕДИЕ

В одном из последних писем композитор подводит грустный итог зарубежного периода жизни: «Я был чрезвычайно тронут, что в Вашу деятельность входит отчасти и некоторая «пропаганда» (ненавижу это слово, оно звучит как бы происходящим от корня поганый) моей музыки. Это меня тем более тронуло, что я за все время моего эмигрантства не был избалован вниманием как раз своих земляков» . К лету 1951 года болезнь Н. К. Метнера...

Далее

Мысль написать сонату в трех частях не покидала Метнера

В период расцвета русской сонаты обозначились две тенденции, два самостоятельных русла, по которым шло развитие этого жанра. Обе тенденции восходят к фортепианному творчеству Чайковского и, в частности, к его «Большой сонате». Одну область составили сонаты широко-концертного плана, использующие принципы монументального пианизма листовского плана. Таковы сонаты Балакирева, Ляпунова, первая соната Глазунова и отчасти...

Далее

Многозначительное вступление

В решении применить в сонате форму зеркальной репризы Метнер утвердился не сразу. Первоначально возник вариант сохранить весь экспозиционный материал, несколько изменив порядок его появления: «реприза начинается промежуточной партией, затем побочная, главная и дополнительная» , — записывает Метнер в черновике. Далее план несколько меняется: «промежуточная тема контрапунктирует с мотивом главной партии и на...

Далее

Рубеж XIX—XX веков

Связующая партия — значительный по масштабу материал. Несмотря на ее протяженность, она вся удивительно цельная благодаря скрепляющей роли ритма ее основной «этюдной» темы . Постепенно из этого кружевного, узорного рисунка выплывает по-русски широкая, кантиленная тема, как бы предвосхищающая элегическую лирику побочной партии: Трудно согласиться с трактовкой этого раздела как второй главной партии, данной П....

Далее

Романсы

Романсы Метнера вносят очень существенные черты в характеристику творческого облика композитора. Метнером написано в общей сложности около ста романсов, разносторонне отражающих особенности его творческого склада. Для Метнера, автора многочисленных фортепианных произведений, романс не был чем-то второстепенным, к чему бы он обращался лишь в моменты отдыха между крупными сочинениями. На протяжении всей жизни,...

Далее

Вокальные произведения без текста

Довольно редкое явление в русской музыке; здесь можно лишь указать на «Вокализ» Рахманинова и концерт для голоса с оркестром Глиэра. Но если в вокальной линии сочинений Рахманинова и Глиэра преобладает песенная мелодика, то произведения Метнера более тяготеют к инструментальному началу. Интересное преломление получает прием вокального «инструментализма» в романсах Метнера. Большое место в них композитор отводит...

Далее

Три тетради песен на тексты Гете

Интересен романс из последней серии пушкинских стихотворений Метнера — «Арион». Указывая на свободолюбивую идею «Ариона», Б. В. Асафьев подчеркивал его особую роль в наследии Пушкина: «В творчестве Пушкина это стихотворение соприкасается по своему глубочайшему смыслу с такими созданиями мощной, осознавшей свою власть, творческой воли поэта, как «Пророк», «Поэту», «Поэт и чернь», «Я памятник себе воздвиг» и подобный...

Далее

Черты стиля

Характерно и завершение романса — развернутая постлюдия, представляющая собой проникновеннейший дуэт фортепиано и голоса без слов. Романсы и песни Метнера составили одну из значительнейших страниц творческой биографии композитора. Обращаясь к «вечным» темам искусства — природе и человеку, — композитор вдохновлялся бессмертными образцами русской и западной поэзии. Лучшим песням и романсам Метнера свойственны...

Далее

Метнер — поэт-романтик, со светлым жизнелюбивым приятием мир

Для него почти не свойственны остродраматические конфликты или глубоко трагические, пессимистические концепции. Композитор никогда не рисует в своих сочинениях образы зла, насилия, смерти. Это связано в первую очередь с тем, что он нарочито проходит мимо уродливых и отталкивающих явлений окружающей действительности, — они существуют где-то за границами созданного им мира и просто сбрасываются им со счетов. Довольно...

Далее

Тревожная музыкальная атмосфера

Как и многим романтикам, Метнеру свойственна антитеза — драма и дифирамб жизни. Но метнеровский дифирамбизм диаметрально противоположен листовскому, скрябинскому или рахманиновскому чувственному восторгу. «Облекая свои чувства в латы», композитор становится более сдержанным и «объективным» даже в выражении наиболее противоположных человеческих чувств. Таковы его небольшие фортепианные пьесы с названием...

Далее

Канцоны, романсы, серенады и песни

В воспоминаниях современников, в собственных высказываниях композитора неоднократно сквозит мысль о том, что русские народные песни высоко ценились и глубоко изучались Метнером. С особым интересом он слушал старинные народные былины и, как чуткий художник, ощущал необходимость реальной связи с народной музыкой. Народные напевы Метнер почти никогда не вводил как цитаты, но пропитанные элементами родных напевов его...

Далее

Тематизм Метнера

Создавая свои темы, Метнер часто строил их с учетом законов поэтической речи. Отсюда декламационность, речитативность многих мелодий, подчеркнутое членение их на мотивы, фразы, как бы «произнесенные вслух». «Помнить об оттенках в мыслях, т. е. о паузах, ritardando, piano и проч.» , — писал, например, Метнер о побочной партии сонаты op. 22. Композитор обильно комментирует темы инструментальных сочинений, запятыми, указывающими...

Далее

Общность лирических тем Метнера

Ладо-гармоническое строение тем также обнаруживает их теснейшую связь с фольклорным источником. Как и многие народные песни, лирические темы композитора строятся на заполнении тоники лада нисходящими речевыми интонациями. Подобными трезвучными темами, например, являются мелодии сказок op. 14 № 1, op. 20 № 1 , «Сонаты-Идиллии» op. 56. Типичная черта лирического тематизма — определенная звуковысотная замкнутость темы-зерна:...

Далее

Критика

Главные темы сонат обычно невелики по масштабу, напоминая афористически сжатые тезисы. Процесс интенсивной тематической работы композитор начинает прямо в экспозиции , и собственно разработка становится лишь этапом развития, возникающего в первом разделе сонатного Allegro. Критика справедливо упрекала разработки некоторых сонат Метнера в инертности, в отсутствии единого целенаправленного движения . В лучших своих...

Далее

Свободное прелюдирование на кадансовой гармонической основе

Важную роль в гармоническом стиле Метнера играют и остродиссонантные, альтерированные созвучия, к которым прибегает композитор для воплощения драматических, патетических и трагедийных образов (см., например, первый концерт, сонату op. 22, вторую скрипичную сонату). Мажорные и минорные звукоряды композитор расширяет путем предельной хроматизации, а сложные, альтерированные задержания и острые созвучия свидетельствуют...

Далее

Музыке Метнера свойственна чрезвычайно кипучая ритмическая энергия

Для творческого метода композитора характерно органическое сочетание полифонического и гомофонного принципов. Удивительно гибкий тематизм метнеровских сочинений легко допускал и полифоническое, и гомофонное «решение задачи», как это было, например, и в поздних сочинениях Бетховена. В известной сказке «Рыцарское шествие» (op. 14 № 2) чисто полифоническая по складу тема легко переходит в гомофонный тип изложения; тот же...

Далее

Звуковая палитра Метнера-исполнителя отличалась гармоничностью

Игра Метнера представляла гармоничное и уравновешенное развитие всех элементов пианизма. Скульптурная выпуклость музыкальных образов пианиста вызывалась к жизни и смелым использованием крайних степеней звучности, и властным ритмом, и колоссальной убежденностью исполнителя в том, что избранный им путь— единственно правильный. Звуковая палитра Метнера-исполнителя отличалась гармоничностью: его forte никогда не было...

Далее

Не освещенная композиторская и исполнительская деятельность Метнера

Собственно метнеровские черты оказались в ходе дальнейшей эволюции современного искусства наиболее ценными и перспективными. И если композитору не суждено было создать своей школы последователей, то «метнеризм», как определенный комплекс музыкально-выразительных средств и приемов, нашел свое продолжение в творчестве ряда русских и советских композиторов, например, в четвертом фортепианном концерте Рахманинова, в...

Далее

ПРИЛОЖЕНИЯ. Список сочинений

Для фортепиано: op. 1    Восемь картин настроений. Изд. П. Юргенсона , 1903. op. 2    Три фантастические импровизации. Изд. П. Юргенсона, 1904. op. 4    Этюд, Каприччио, Музыкальный момент, Прелюдия. Изд. П. Юргенсона, 1904. op. 5    Соната f-moll. Изд. фирмы М. П. Беляева, 1904. Переиздана этой же фирмой в 1955 году в новой, пересмотренной автором редакции. op. 7    Три арабески. Изд. П. Юргенсона, 1905. op. 8    Две сказки. Изд. П. Юргенсона, 1906. op. 9    Три...

Далее

Сочинения для голоса и фортепиано

Без опуса: Две каденции к четвертому фортепианному концерту Бетховена. Российское музыкальное издательство, Берлин — Москва, 1911. Этюд e-moll. Напечатан в сборнике «В помощь жертвам войны». Изд. общества «Музыкально-теоретическая библиотека в Москве», 1916. Переиздан Российским музыкальным издательством в 1918 году. Сказка d-moll, Государственное издательство Музыкальный сектор, М., 1925. Для двух фортeпиано: op. 58  Две пьесы для двух...

Далее

Для камерного ансамбля:

Квинтет C-dur для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели. Изд. В. Циммермана, Франкфурт-на-Майне, 1955. Без обозначения опуса. Сказка op. 9 № 2, C-dur, переложение для трио: скрипка, виолончель, фортепиано. Государственное издательство Музыкальный сектор, Москва—Петроград, 1923. Неопубликованные сочинения Для фортепиано с оркестром и симфонические: Концертштюк f-moll для фортепиано с оркестром. Концертштюк d-moll для фортепиано с...

Далее

Краткая библиография

На русском языке: Александров Ан. Отрывки из воспоминаний о С. И. Танееве. «Советский музыкант» от 26 ноября 1956 г. Асафьев Б. (Игорь Глебов). Стихотворения в современной русской музыке. «Орфей», 1922, № 1, стр. 80—101. Асафьев Б. Русская музыка от начала XIX века. «Academia», M.—Л., 1930, стр. 232 и 279—284. Беляев В. («Re»). Николай Метнер. «Русская воля» от 27 января 1917 г. Белый А. Н. Метнер. 9 песен Гете для голоса и фортепиано. «Зрелища», 1906, № 4, стр....

Далее

Дискография

Концерт № 1 для ф-п. с оркестром до минор, op. 33. Солист А. Шацкес, Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижер Б. Хайкин. Д 3572—3 Концерт № 2 для ф-п. с оркестром до минор, op. 50. Солист А. Шацкес, Государственный симфонический оркестр, дирижер Е. Светланов Д 05080-1 Концерт № 3 (Баллада) для ф-п. с оркестром ми минор, op. 60. Солист Н. Метнер, оркестр Д 06501—2 Т. Николаева, оперно-симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижер...

Далее

рулетка кс го для бомжей . Швейцарские часы по акции.часы мужские.Безналичная оплата.