Замысел спектакля не соответствует замыслу

Действительно, в некоторых спектаклях, при создании которых применяется метод физических действий, актеры так и остаются на уровне «черновика». Добиваясь органичного, живого поведения на сцене, соотнося замысел спектакля с проблемами сегодняшнего дня, находя отклик и сочувствие в зрительном зале, актеры вместе с тем шокируют порой отсутствием речевой культуры, и это выражается прежде всего в нигилистическом отношении к тексту драматурга. Тогда со сцены звучит слово случайное, обиходное, житейское, а потому и безббразное, слово-шелуха. Часты тогда и бездумные сокращения текста, перестановки сцен, реплик, даже добавления собственного тек-. ста. Однако «виноват» ли в этом этюдный метод? Нет. Скорее, здесь надо говорить о неверном его применении.

М. О. Кнебель в течение десятилетий успешно, применяла этот метод в театральной н педагогической практике и предостерегала: этюдный анализ пьесы и роли —дело достаточно новое и экспериментальное. Здесь опасны упрощенный подход, вульгаризация, пропуск необходимых этапов и звеньев в работе. Вот об этом и стоит, на наш взгляд, поговорить, чтобы разобраться в причинах отхода от авторского текста. Одновременно заметим: искажения авторского текста не являются следствием исключительно метода физических действий^они зачастую встречаются и в спектаклях, где такой метод не применялся. Кроме того, «жестокие игры» со словом есть не только в народном, но и в профессиональном театрах.

В каких же случаях со сцены звучит текст, далекий от авторского? Это происходит, во-первых, тогда, когда создатели спектакля не обладают достаточным профессионализмом в работе над словом. Задумав будущий спектакль в соответствии с содержанием пьесы, они не сумели соподчинить все компоненты спектакля, язык пьесы этому замыслу. Тогда сознательно отсекается уже во время анализа за столом, а затем и в этюдах, в репетиции «лишний», «ненужный» текст.

Во-вторых, когда замысел спектакля не соответствует замыслу автора и выходит за пределы так называемого объективного ядра пьесы. Здесь также возникают всякого рода «хирургические операции» на тексте. «И в-третьих, когда режиссер и актеры, увлеченные этюдным анализом пьесы и роли, пренебрегают чрезвычайно важным»моментом: постоянной послеэтюдной сверкой импровизированного текста с текстом пьесы. Зачастую не Следит за текстом, его точностью и в тех спектаклях, которые репетируются без применения этюдов.

Простая прическа повседневная.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: