Вокальные произведения без текста

Довольно редкое явление в русской музыке; здесь можно лишь указать на «Вокализ» Рахманинова и концерт для голоса с оркестром Глиэра. Но если в вокальной линии сочинений Рахманинова и Глиэра преобладает песенная мелодика, то произведения Метнера более тяготеют к инструментальному началу.

Интересное преломление получает прием вокального «инструментализма» в романсах Метнера. Большое место в них композитор отводит бестекстовым вокализам; они чаще всего завершают романс, придавая основному образу еще какой-то совершенно новый колористический оттенок.

В романсах Метнера особенно велика роль фортепианной партии. Она так сложно и тонко разработана, что песни следовало бы назвать «песни для голоса и фортепиано». Метнер создает в романсах большие фортепианные эпизоды: прелюдии, интерлюдии, постлюдии, которые обычно тесно связаны с ведущим образом романса и воссоздают целые поэтические картины.

На тексты Пушкина Метнер создал около двадцати романсов (op. 13, op. 29, op. 32, op. 36 и op. 45). Первым из них был «Зимний вечер» (op. 13 № 1), написанный в 1903 году, — сочинение, получившее большую известность. «Зимний вечер» относится к лучшим образцам лирики Метнера.

На первом плане в романсе выступает яркое мелодическое начало. Широко, раздольно льется тема, своим образно-интонационным строем напоминая русские народные протяжные песни. Сколько раздумий, затаенной грусти скрыто в ее жалобно звучащем напеве:

Огромная роль в создании общего настроения романса принадлежит фортепианной партии. Тип фортепианной фактуры, характер движения всегда связан у Метнера с тем образом, который он создает в романсе и очень часто с картинами природы. Быстро несущиеся волнообразные пассажи фортепиано не только выражают смятение чувства героя, но и изображают разбушевавшуюся стихию, завывание сурового зимнего ветра. Средний раздел романса — обращение к другу детских лет — старушке-няне. На момент оживают образы слышанных от нее сказок, но все это, лишь промелькнув, снова исчезает в игре туманных бликов холодного зимнего вечера.

Очень поэтичны метнеровские романсы-миниатюры, созданные также на текст Пушкина: «Муза» и «Роза» (op. 29), «Цветок» и «Лишь розы» (op. 36). В акварельных красках этих романсов Метнер проникновенно раскрывает образное содержание пушкинских стихотворений. Хрупкая музыкальная звукопись, тончайшая отделка как деталей, так и всей формы романса в целом сделали их очень привлекательными.

«Цветок» Пушкина—Метнера — это романс-воспоминание, романс-раздумье о счастье давно ушедших дней. Призрачные тени гармоний красиво оттеняют основную, нежно-хрупкую мелодию романса

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: