Внимательное вслушивание в каждую реплику содействует глубокому пониманию

Текст дает материал не только для построения образа, он-помогает раскрывать и состояние человека. Внимательное вслушивание в каждую реплику содействует глубокому пониманию внутреннего состояния действующего лица в различ-1 ныв моменты его сценической жизни.

Ксения почти на всем протяжении пьесы объясняется на особом жаргоне, она сознательно употребляет циничные выражения, грубый словарь, чуждый ее среде, противоречащий ее воспитанию. «Объясни хоть ты, наконец, что я имела удовольствие лицезреть. Бой царского и революционного флота или сцену ревности?», «Я бы сама не прочь закрутить с Годуном. Такой первобытный человечище» (1-й акт). Изломанность, нарочитость построения фраз точно передают внутренний надлом молодой девушки. Но если мы обратимся к языку Ксении в моменты большого переживания, мы столкнемся с иным строем, с иным словарем и иной фразеологией. «Ты успела повидать жизнь, а я… Я только начала входить в нее, как она разломалась у меня на глазах… Я мечтала о веселье, цветах, песнях, чистоте…. а жизнь встретила меня кровью, муками, грязью, отчаянием» (3-й акт). Знаменательны поставленные автором многоточия. Они — показатели очень насыщенных пауз, рваности мысли, полной нахлынувших видений. Исполнительница роли Ксении пойдет по верному пути, если создаст для себя яркие видения, захлестывающие, перебивающие ее слова,

Разбор текста требует самого напряженного внимания к мелочам, к употреблению междометий, к построению фраз.

Так, в заключительном эпизоде 3-го акта, когда весть о подготовленной диверсии доходит до сознания Татьяны и она устремляется спасать крейсер, автор вкладывает в ее уста необычно построенные фразы: «Замолчи!.. О, бездушные, подлые, беспощадные… Скорей! Скорей!.. Только бы успеть… Только бы не поздно». Порядок слов, рваность речи, употреб-

ление необычного междометия «о» — все говорит о предельной напряженности ее состояния.

Примерно таким и будет содержание первого этапа репетиций: в него войдут логический разбор текста, создание видений и внутренних монологов, действенный разбор всей пьесы и каждой роли, пробы действовать текстом, анализ речевого своеобразия действующих лиц. Когда каждому исполнителю стали понятными и близкими обстоятельства и он знает логику действия своего персонажа, можно переходить ко второму этапу — к репетициям в выгородке.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: