Важно научить снимать лишние ударения

Разбор текста начинается с разъяснения всех малопонятных слов и выражений. Некоторые из них уже заранее были выписаны руководителем (в период его самостоятельной работы над текстом), а многие будут указаны самими участниками. Только по 1-му акту появится необходимость разъяснить следующие слова: Бестужевские курсы, эксцентричный, шантан, экзальтация, парадокс, третировать, вахлацкий. Здесь же встречаются и профессиональные флотские слова: полундра, формарс, лоции и многие другие. Прежде чем начинать углуб-ленный разбор текста, следует убедиться в совершенно правильном понимании смысла каждого слова.

Участники столкнутся и с именами собственными, которые упомянуты в разговорах действующих лиц. Это люди, составившие гордость флота, — Нахимов, Бестужев, Шмидт, и палачи — Вирен, Дубасов. За каждым этим именем возникают определенные представления. Необходимо, чтобы все участники одинаково воспринимали их.

С первого дня следует воспитывать у исполнителя бережное отношение к тексту роли. На первом этапе работа по слову особенно ответственна — закладывается фундамент будущего спектакля и по внутренней линии, и по звучанию текста.

В 1-м акте «Разлома» имеются довольно значительные по размеру монологи Берсенева, Татьяны, Году на. Усвоенные на специальных занятиях правила полезно закрепить на тексте пьесы, тщательно разобрав его по логике мысли. Возможно, именно здесь и проявятся широко распространенные недочеты — выделение прилагательных, утяжеление предложений многочисленными ударными словами. Специально рекомендуется заняться логическим ударением. Поскольку основная задача исполнителя — правильно донести мысль, он обязан овладеть логическим разбором текста, способствующим этому.

Чтобы научиться находить «ударные слова», полезно проделать следующее упражнение: взяв отрывок текста, найти в нем наиболее важные для общего смысла слова и проверить это путем прочтения выделенных слов отдельно. Надо убедиться, что именно без данных слов нельзя обойтись, Тогда, произнося весь текст, исполнитель сознательно выделит эти слова и таким образом донесет главную мысль.

Не менее важно научить снимать лишние ударения, показав, что многоударность ведет к затемнению мысли, к перегрузке ее. Когда все становится важным, главное исчезает, затушевывается.

Возьмем для примерного разбора рассказ Годуна о встрече с Лениным (1-й акт). Установив огромное значение для Годуна непосредственного впечатления от встречи с Лениным, мы отмечаем, что больше всего он был поражен простотой Ленина, его близостью к народу. Заранее ставим перед собой цель — так повести рассказ, чтобы именно эта мысль стала выводом из всего повествования. Попробуем расставить логические ударения.

Подробности техническая пробка тут.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: