В период изучение контрапункта

Теоретические предметы Николай Карлович проходил у Н. Д. Кашкина (элементарная теория), А. С. Аренского (гармония, энциклопедия ) и С. И. Танеева (контрапункт).

Занятия с Танеевым в консерватории оказались очень непродолжительными — всего один 1897/98 учебный год. В тот период изучение контрапункта показалось Метнеру делом сухим, слишком рациональным, и к концу года он прекратил занятия. Курс контрапункта Метнер изучал в специальной композиторской группе, этот год был единственным, когда он занимался основами композиции. Остальным предметам, входившим в программу обучения композиторов — канон, фугу, формы, свободное сочинение, — Метнер в консерватории не обучался. Однако годы упорного, кропотливого труда позволили ему самостоятельно овладеть сложнейшим искусством контрапункта. Уйдя из класса Танеева, Метнер не прерывал общения с этим замечательным музыкантом; он часто показывал ему свои сочинения и всегда высоко ставил мнение бывшего учителя.

Однажды, когда композитор познакомил Танеева со своей первой сопатой для фортепиано (f-moll, op. 5), от отозвался о ней с большой похвалой, сказав, что Метнер родился с сонатной формой…» . После одного из выступлений юного музыканта в доме у Танеева маститый художник заметил: «До сих пор я думал, что настоящим композитором нельзя сделаться, не изучив основательно контрапункта, теперь на Вашем примере я вижу, что ошибался в этом» .

За годы учения Метнер написал большое количество сочинений, преимущественно для фортепиано, которые послужили ему учебным материалом и не были опубликованы. Среди ранних сочинений назовем Adagio funebre (cacofoniale) ми-минор (1894/95), Музыкальный момент до минор (март 1896 года), «Юмореску» фа-диез минор (апрель 1896 года), «Пастораль» до мажор, посвященную П. А. Пабсту (лето 1896 года), шесть прелюдий (1896/97 года) , «Молитву» (на текст Лермонтова) для голоса и фортепиано (лето 1896 года), сонатину для фортепиано соль минор (1898) и Марш до мажор для двух фортепиано, посвященный «дорогим родителям». (25 февраля 1897 года) .

Эти первые сочинения — небольшие пьесы лирического («Пастораль», «Молитва», «Музыкальный момент») или скерцозного (Юмореска, Марш) характера. Гармонический язык их прост. Но в них уже явно ощущается тяга композитора к диатонике и стремление к необычным ритмическим сочетаниям (полиритмия, сложные размеры, свободное обращение с тактовой чертой и т. д.).

В начале 900-х годов выходят в свет первые печатные опусы Метнера: «Восемь картин настроений», «Три фантастические импровизации», романс «Ангел» (на текст Лермонтова). И если для многих композиторов первые сочинения являлись еще своеобразной пробой пера, ступенькой на пути поисков собственного почерка, то ранние творческие опыты Метнера сразу же обнаружили его оригинальное и крупное дарование. Пресса откликнулась на их появление . «Не многие композиторы могут похвастать таким первым опусом, как «Stimmungsbilder» г. Метнера, — писал на заре творчества композитора А. Б. Гольденвейзер. — Это не робкие попытки сочинять, а произведения зрелого самобытного таланта. Г. Метнер может гордиться своим первым опусом» .

Хотя в образном плане первые произведения еще не были достаточно самостоятельными (Метнер находился ту пору в сфере шумановско-брамсовских традиций), в них уже наметились многие черты, которые станут характерными для манеры письма композитора: полифоничность изложения, лаконизм основных мыслей, смелое использование «острых» ритмических сочетаний, кропотливая, вдумчивая работа над музыкальным текстом, проявившаяся уже в первых сочинениях, стала навсегда характерной чертой творческого процесса Метнеpa.

Советуем ford-favorit.ru. Купить новый Форд у официального дилера.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: