В эпоху сложных, а подчас и противоречивых поисков в искусстве

Хотя с концертной эстрады в исполнении Метнера звучало сравнительно небольшое число произведений разных авторов, он считал для себя (и, конечно, для своих учеников) необходимым изучить целый ряд сочинений композитора, чтобы глубже передать особенности его стиля. Известно, что в метнеровский «репертуар для себя» входили прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» и «Искусства фуги» Баха, значительное число сонат Скарлатти, все прелюдии и все этюды Шопена, «Карнавал» и «Новелетты» Шумана, многие этюды Листа и Рахманинова.

Конец 10-х годов ознаменовался созданием ряда крупных сочинений Метнера. Период между 1915—1918 годами композитор посвятил работе над первым фортепианным концертом op. 33 . Выступления с симфоническим оркестром существенно повлияли на творчество, подготовив выход композитора за пределы камерного жанра в область крупных концертных форм. Первое исполнение концерта состоялось 29 апреля (12 мая) 1918 года в экстренном симфоническом концерте под управлением С. А. Кусевицкого в театре К. Н. Незлобина.

Между 1918—1919 годами создаются три цикла «Забытых мотивов» (op. 38. 39, 40) и три тетради песен на тексты Пушкина — op. 29, op. 32, op. 36 .

Ни деятельность кружка «Современников», ни эстетическое кредо группы художников «Мира искусства», ни собрания беляевцев, к которым одно время с симпатией относились Прокофьев и Мясковский, не привлекали Николая Карловича. Связь композитора с московским Домом песни и с его организатором — певицей М. Олениной-д’Альгейм оказалась очень краткой. В программах Дома песни лишь несколько вечеров были посвящены исполнению вокальных циклов композитора. И, пожалуй, только творческие устремления группы русских поэтов-символистов (В. Брюсов, А. Белый, Вяч. Иванов) до некоторой степени и лишь на определенном этапе оказались близкими настроениям Метнера первых десятилетий XX века.

В эпоху сложных, а подчас и противоречивых поисков в искусстве, в период жестокой борьбы и ломки старых устоев поэты-символисты, такие, например, как В. Брюсов, Вяч. Иванов , стремились к поискам вечных ценностей искусства. Каждый из них создавал свой особый поэтический мир, который был прочно защищен от вторжения современности. Специфически субъективистское мироощущение поэтов-символистов, видимо, оказалось в тот период времени в какой-то степени созвучным и творческим исканиям Метнера.

В сближении Николая Карловича с поэтами-символистами и прежде всего с А. Белым, который выступал также в области музыкальной и литературной критики, определенную роль сыграл брат композитора Э. К. Метнер. Он был музыкальным критиком реакционного толка. Наиболее известная его работа — книга «Модернизм и музыка», в которой нашли отражение его шовинистические взгляды на искусство .

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: