Тематизм Метнера

Создавая свои темы, Метнер часто строил их с учетом законов поэтической речи. Отсюда декламационность, речитативность многих мелодий, подчеркнутое членение их на мотивы, фразы, как бы «произнесенные вслух». «Помнить об оттенках в мыслях, т. е. о паузах, ritardando, piano и проч.» , — писал, например, Метнер о побочной партии сонаты op. 22.

Композитор обильно комментирует темы инструментальных сочинений, запятыми, указывающими исполнителю, где надо «брать дыхание» .

О теснейшем переплетении вокально-инструментальных принципов свидетельствует и авторская подтекстовка многих инструментальных тем, имеющих вокальную основу .

Специфическим качеством тематизма Метнера является лаконизм и завершенность каждой мысли. Композитор часто использует сжатые темы-кличи, темы-попевки, темы-эпиграфы, которые становятся исходным мелодическим импульсом сочинения .

Опираясь на сложную «технику мотивов» (Б. Асафьев), Метнер мастерски использует внутренние возможности, скрытые в самой теме. В связи с этим возрастает роль монотематических принципов развития, что роднит искусство Метнера с творчеством ряда композиторов-романтиков, прежде всего с Шуманом, Листом, Брамсом.

Тематизм Метнера характеризуется не только афористически сжатой «тезисной подачей» тем-лейтмотивов (что чаще имеет место в лирико-драматических сочинениях), по и широким проникновением элементов развития в экспозицию» многих, преимущественно лирических тем. Положенные в основу песенных форм (канцоны, медленные сказки), лирические темы опираются на попевочно-вариационный тип развития, характерный для русских народных протяжных песен и инструментальных наигрышей:

Одним из важнейших приемов развития, тесно связанных с практикой народного исполнительства, становится перемещение опорного звука мелодии на синкопу . Мягкая синкопа, сглаживающая ритмический рисунок темы, пронизывает большинство лирических мелодий композитора, придает им особую гибкость. Еще одна «точка касания» лирических тем и протяжных народных песен— широкое использование мягких опевающих форшлагов, как бы усиливающих воздействие опорных звуков мелодии . Интервал форшлага-опевания бывает различным: от малой секунды до большой сексты. В применении этих форшлагов наблюдается определенная закономерность: в лирических темах чаще встречаются терцовые, квинтовые и особенно «плагальные» квартовые форшлаги. Секундовые опевания и характерные восходящие тираты чаще встречаются в подвижных темах танцевального характера .

Широко проникает в тематизм метнеровских мелодий опевание основного тона или терции лада (распетая квинтоль), часто возникающая в каденциях русских протяжных песен .

Вычет на лечение - личный кабинет налогоплательщика. Изготовление мебели на заказ.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: