Силлабическая система.

Силлабическая система (от греч. Sillabe – слог) основана на учете количества слогов в стихе; она свойственна языкам с постоянным ударением (французскому, например, где ударение всегда падает на последний слог). В Россию силлабический стих проник через Польшу, сформировался в XVII веке и до реформы Тредиаковского — Ломоносова был каноном нашей книжной поэзии. В современном русском стихе элементы силлабизма возникают главным образом в переводах.

Примером русского классического силлабического стиха может служить следующий отрывок из сатиры Кантемира «К музе своей»:

…А как в нравах вредно что II усмотрю, усмотрю умняе

Сама ставши, под пером II стих течет скоряе.

Чувствую сам, что тогда II в своей воде плавлю,

И что чтецов я своих II зевать не заставлю;

Проворен, весел спешу, II как вождь на победу,

Или как ион с похорон II к жирному обеду. (II- обозначение цезуры. Цезура – от лат. – разрез).

Мы видим здесь все характерные особенности силлабического стиха. Постоянная величина — лишь количество слогов (13 в каждом стихе); обязательный словораздел: цезура после 7-го слога, разбивающая стих на два полустишия (из семи и шести слогов), обязательное ударение на предпоследнем, рифмующем слоге. В остальном ударения падают произвольно, на любой слог, и самое количество ударений — произвольно. Здесь видна еще одна особенность большинства русских силлабических виршей — смежная рифмовка. При малой ритмической упорядоченности силлабического стиха и близости его к прозаической речи рифме, связывающей два соседствующих стиха, принадлежит значительная организующая роль. Для правильного произнесения следует подчинять динамику речи обязательным лля силлабического стиха ударениям — в конце строки и перед цезурой. Эти ударения являются как бы мелодической вершиной ритмической волны; каждое полустишие как бы стремится к этой вершине, на стихообразующем ударении (перед паузой) голос слегка задерживается, и только последнее полустишие перед концом фразы имеет нисходящую мелодию. Тредиаковский отметил значение предцезурного ударения: «…потому, что на нем голос несколько возвышается, а следующее полстишие нижайшим голосом начинается».

Тоническая система.

Тоническое (от греч. Tonos – ударение) стихосложение основано на чередовании ударных и неударных слогов и принято в литературах немецкой, английской, русской.

В России тоническая система была введена в XVIII веке трудами Тредиаковского и Ломоносова. В современном понимании тоническая система, сохраняя единство своего принципа организации стиха на основе учета ударений, дает две отличающиеся друг от друга группы стихов.

Алтайские лечебные сборы трав. Интернет магазин трав altaytravi.ru.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: