ПРИНЦИПЫ РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СТИХА.
В процессе исторического развития русской литературы сменялись и периодически сосуществовали все три принципа организации стихотворной речи, которые известны европейской поэзии: метрический, силлабический и тонический.Метрическая система.
Метрическое стихосложение (свойственное преимущественно поэзии древних греков и римлян) основано на различении долгих и кратких слогов. Краткий слог принимается за единицу («мору»), долгий же равен двум кратким. Самый принцип метрической организации стиха на основе временных отношений говорит о том, что эти стихи должны были произноситься. Действительно, несмотря на то, что способы провозглашения стихов менялись (пение с инструментом, речитатив, декламирование под аккомпанемент и чистое декламирование), самый принцип поэзии как звучащего искусства оставался неизменным.
Повторяющееся сочетание долгих и кратких слогов именовалось «стопой» — единицей меры стиха. Стопы имели специальные наименования, перешедшие и в наше стихосложение, несмотря на отличие основ нашей тонической («ударной») системы от основ античной метрики («долготной»).
Общеупотребительны названия стоп, восходящие к античности:
Двусложные стопы
а) Хорей-ударение на первом слоге: туча
б) Ямб-ударение на втором слоге: ходить
в) Спондей-2 смежных ударения: скуп свет
г) Пиррихий-2 смежных безударных слога, как вначале
второго слова в таком примере: пара барабанов
Трехсложные стопы
а) Дактиль-ударение на первом слоге: колокол
б) Амфибрахий — ударение на втором слоге: карета
в) Анапест-ударение на третьем слоге: человек
Метрический принцип организации художественной речи на основе закономерного чередования длительностей — древнейшая основа русской устной народной поэзии. Это принцип чисто музыкальный. Распеваемая песня, речитативно сказываемая былина обнаруживают свой склад только в исполнении на голос. Многие споры о природе нашей народной поэзии возникали лишь оттого, что анализу подвергался записанный литературный текст, без учета распева, на который он исполнялся. Между тем только спетое или сказанное нараспев произведение народного эпоса или лирики приобретает подлинную форму стихотворной речи (построенной на метрическом принципе закономерного чередования долгих и кратких звуков); определяется эта форма мелодией исполнения.
Выскажите своё мнение:
Отзывы