Ноты в ариях

В заботе Шаляпина о точном произнесении слова, всех гласных и согласных звуков ощущалась любовь его к русскому языку, к русской национальной культуре, любовь к литературе, преклонение перед Пушкиным, которого, по собственному выражению великого певца, он любил больше всего на свете.Владение различными манерами пения позволяло ему охватывать все разнообразие исполнительского жанра. Он воплощал образы «высокие» (Борис Годунов, Сусанин, Руслан), «низкие» (Вар-лаам, Фарлаф), смешанные образы высокого комического характера (Дон-Кихот), песенный народный жанр, наконец, тончайшее романсовое творчество русских и западных композиторов. И все в его пении было прекрасно, поднято на высшую ступень художественного воплощения.

Бисерная четкость и легкость исполнения им мелких нот в ариях (рондо Фарлафа) или в романсах, где голос его порой звучал притушенно, одевался как бы в темный бархат («Ода Сафо» Брамса), исполнение трагического «Двойника» Шуберта или романса «О, если б мог выразить в звуке» — все служило воплощению «жизни человеческого духа на сцене».

«Телесная свобода, отсутствие всякого мышечного напряжения и полное подчинение всего физического аппарата приказам воли артиста», — так писал о Шаляпине Станиславский, считавший, что Шаляпин может свободно и беспрепятственно выражать телом то, что чувствует душа. Вот те качества, которые оценила Россия и весь мир, наблюдая сценическую жизнь этого «окрыленного» артиста.

Язык и голос едва ли достаточны для наших мыслей…

А. С. Пушкин. Письмо к Н. И. Кривцову, вторая половина июля — начало августа 1819 г.х

946637

Система как метод поисков «жизни человеческого духа на сцене» применялась Станиславским с присущей ему тонкостью не только в опере, но также и в его работе над романсом. Весь комплекс музыкальных элементов служит для обнаружения драматической сущности романса. Романс — это единый и неделимый мир художественного переживания, в котором сливаются музыкальный и словесный тексты.

Перспективный охват общей композиции романса, проникновение в его музыкально-драматическую структуру, драматическое «оправдание» элементов музыки — необходимый творческий процесс при освоении исполнителем романса.

Плоттер режущий руководство пользователя для режущего плоттера www.t-g.ru.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: