Необычна и гармоническая основа пьесы

Интенсивную исполнительскую деятельность Метнер сочетает с творчеством. В середине 10-х годов (1914— 1915) он работает над завершением фортепианной сонаты op. 30 и трех пьес op. 31. Эти сочинения были впервые исполнены в Москве в авторском концерте 20 февраля 1915 года. В дальнейшем он неоднократно включал их в программы своих концертов.

Op. 31 включает три пьесы: «Импровизацию», «Траурный марш» и «Сказку». Одним из самых впечатляющих образов стал «Траурный марш», В этой небольшой пьесе Метнер «и вечно тот же и вечно новый». Мощные остинатные аккорды-удары с раскатистым эхо в басу (субконтроктава)—изобразительный и выразительный прием, ставший типичным для лирико-драматических образов, как, например, в сказке op. 20 № 2 («Угрожающие колокола»), в медленной части «Сонаты-Баллады», в романсах «Похоронная песня» (Пушкин) и «Бессонница» (Тютчев). Сдержанная, величавая скорбь, выраженная в мерных аккордах, прорезается приглушенно-страстной темой-речитативом:

Динамическая линия пьесы строго продумана: р—mf (первый период), mf—f (второй период), ff—fff (реприза, кульминация), р—р—рр—ррр (второе предложение репризы и кода). Эта линия поддерживается и «инструментовкой» пьесы: тембр солирующего медного инструмента ощущается в первом, чуть приглушенном проведении темы, далее, перенесенная на сексту вниз и усиленная гармоническим заполнением, она звучит как бы у группы медных, и, наконец, мощная кульминация ассоциируется с tutti оркестра. Отдельная, суховато звучащая дробь басов напоминает удары литавр. Необычна и гармоническая основа пьесы. Марш написан в гамме тон-полутон, а в мелодической линии подчеркиваются тритоновые ходы. Это придает пьесе особую экспрессию и напряженность.

Военные события 1914 года всколыхнули всю страну. В сентябре Рахманинов и Метнер призываются в армию, но получают освобождение. Некоторыми музыкальными деятелями это освобождение было расценено как уклонение от гражданских обязанностей. М. Шагинян вспоминает: «Николаю Метнеру припомнили, что он «немец» по происхождению, хотя родной брат его (К. К. Метнер) и родной племянник (Шура Метнер) оба сражались на передовых позициях и погибли на войне…» А. М. Метнер  с грустью писала: «…любовь к России и у нас… особенно обострилась за эти дни и выросла… С нами лично «фактического» ничего не было. Была обида, что мы чужие у своей родной матери» . В сентябре 1915 года Николай Карлович возвращается к педагогической деятельности, которую ведет в консерватории до 1919 года . К преподавательской работе Метнер относился с чувством огромной ответственности: его класс был ограничен небольшим количеством учеников .

Недвижимость за рубежом продажа зарубежной недвижимости.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: