Неисчислимые сочетания

Одним из важных элементов, раскрывающих драматическую сущность романса, является, по определению Станиславского, темпоритм. Организующим моментом темпоритма в понимании Станиславского является, несомненно, метр: «Метр всегда одинаков, его не изменишь». Под метром мы все понимаем равномерность уходящего времени («тик-так, тик-так» часового маятника). Этот метр «всегда одинаков». Наш слух делит его, независимо от нашей Воли, на четное или нечетное количество ударов (раз-два! или раз-два-три!). Иных делений в природе не существует. Либо чет, либо нечет. Но ритм — это бесконечное разнообразие сменяющихся временных музыкальных рисунков на основе метра. Метр — канва, ритм — рисунки, вышиваемые по ровно сотканной канве.

К. С. Станиславский пишет, что темп ускоряет или удлиняет действие, ускоряет или замедляет речь. Мы разбиваем промежутки времени, занимаемые тактом, на дробные части разных величин. Из них комбинируются неисчислимые сочетания, которые создают бесконечное количество различных ритмов «при одном и том же счетном размере такта».

Не говоря уже о ритме, постоянно отображающем внутреннюю действенность музыки, метр также может явиться мощным средством художественного воздействия. Метру свойственны различные степени художественного проявления. Порой он ярко сквозит через музыкальную ткань, порой едва уловим, порой появится и исчезнет для осуществления художественных замыслов автора или исполнителя. Метрическая схема наиболее ощутима в музыкальных жанрах, отображающих то или иное физическое действие (ходьба, езда, танец, работа и т. п.).

17665918_s

Народная песня является той первичной формой, где художественная роль метра обнаруживается наиболее ярко, вероятно в силу непосредственной связи народной песни с трудом и отдыхом. Рождаются песни: колыбельные, за прялкой, песни пахарей, за косьбой, за греблей, бурлацкие, военные и т. п. Песни, сопровождающие отдых народа: застольные, плясовые, хороводные, частушки, песни обрядовые. Песня может сопутствовать любому физическому и душевному действию человека. Песня может помогать тому или иному действию, может быть и его следствием, когда уже само однообразие метра порождает мысли и эмоции, протекающие на фоне «физического действия».

Н. В. Гоголь так охарактеризовал связь песни с «физическим действием»: «Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. Наша Украйна звенит песнями. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский челойек. Все дорожное, дворянство и недворянство, летит под песни ямщиков. У Черного моря безбородый, смуглый, с смолистыми усами казак, заряжая пищаль свою, поет старинную песню; а там, на другом конце, верхом на плывущей льдине, русский промышленник бьет острогой кита, затягивая песню»

http://lit-kom.ru/dveri-dlya-bani-i-sauny/ двери для саун и бань.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: