НАСЛЕДИЕ

В одном из последних писем композитор подводит грустный итог зарубежного периода жизни: «Я был чрезвычайно тронут, что в Вашу деятельность входит отчасти и некоторая «пропаганда» (ненавижу это слово, оно звучит как бы происходящим от корня поганый) моей музыки. Это меня тем более тронуло, что я за все время моего эмигрантства не был избалован вниманием как раз своих земляков» .

К лету 1951 года болезнь Н. К. Метнера начинает усиленно прогрессировать. Минуты облегчения наступают все реже.

Умер Н. К. Метнер в Лондоне 13 ноября 1951 года.

В 1958 году вдова композитора, Анна Михайловна Метнер, вернулась в Советский Союз на постоянное жительство. Богатейший архив композитора она передала в дар Государственному центральному музею музыкальной культуры имени М. И. Глинки.

Сонаты

В русской фортепианной музыке соната сравнительно поздно приобрела самостоятельное значение.

Из наиболее ранних образцов русской сонаты укажем: И. Прач, соната ре минор (1794) и «Соната из русских песен для фортепиано» (1806). Сонаты Л. Гурилева и неоконченная соната ля-бемоль мажор М. Алябьева появляются в 30—40-е годы XIX века. Девять клавирных сонат принадлежат перу Д. Бортнянского, две — op. 9 (1838) и op. 12 (1847) — Геништы.

01_20th

Новую страницу в историю русской сонаты вписал А. Рубинштейн, создавший четыре фортепианные сонаты. В 1878 году появляется одно из значительнейших произведений русской фортепианной музыки — «Большая соната» Чайковского.

В основном развитие шло по другой линии; создавались программные фантазии, часто связанные с фольклорным материалом («Исламей» Балакирева), программные циклы фортепианных миниатюр «Времена года» Чайковского, «Картинки с выставки» Мусоргского, характеристические пьесы. В крупных жанрах фортепианной музыки такие выдающиеся сочинения, как «Большая соната» или первый концерт Чайковского, были лишь одинокими вершинами.

В последней трети XIX века в русской музыке не возникает ни одной сколько-нибудь значительной сонаты. Это был период расцвета русского фортепианного концерта, когда были созданы три концерта Чайковского, концерт Римского-Корсакова, концерты Скрябина, Аренского, Ляпунова.

Зрелый этап в развитии русской сонаты начинается уже на рубеже XX века с появлением сонат Глазунова, Балакирева, Ляпунова, Рахманинова и особенно Скрябина и Метнера.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: