Мысль написать сонату в трех частях не покидала Метнера

В период расцвета русской сонаты обозначились две тенденции, два самостоятельных русла, по которым шло развитие этого жанра. Обе тенденции восходят к фортепианному творчеству Чайковского и, в частности, к его «Большой сонате».

Одну область составили сонаты широко-концертного плана, использующие принципы монументального пианизма листовского плана. Таковы сонаты Балакирева, Ляпунова, первая соната Глазунова и отчасти сонаты Рахманинова. Всем им свойственна не только помпезность фортепианного убранства, но и своеобразно-импровизационная манера изложения (что, в частности, наметилось уже в последней сонате Рубинштейна). Вместе с тем в них утвердился новый тип лирической сонаты, где подчеркнутая контрастность основных образов заменена их сопоставлением, взаимным дополнением, а элемент конфликтности уступает место мягкому контрасту. Лирический характер сонаты выдвигает примат побочной партии над главной. Побочная тема, являясь центром лирических высказываний, часто определяет общий тонус произведения.

Обращение к жанру сонаты Балакирева, Ляпунова, Глазунова, Рахманинова носило эпизодический характер. И только в творчестве двух композиторов этого периода — Скрябина и Метнера— соната стала одним из ведущих основополагающих жанров .

Однако мысль написать сонату в трех частях не покидала Метнера и в таком варианте. Он делает набросок финала сонаты, который, судя по теме, мыслился в очень быстром движении:

Под этой темой Метнер подписал: «Для g-moll сонаты, финал Prestissimo» .

Уже в самом начале практической работы над сонатой Метнер все больше утверждается в мысли сделать ее первую часть особенно значительной и емкой. Набрасывая в черновике общий план первой части, композитор сразу выделяет многотемную экспозицию, а разработку мыслит состоящей из нескольких разделов, где важное место отводится тематически новому материалу: «В середине разработки средний материал главной партии,

из которого выход — самостоятельное Andante Es-dur .

02_1915

Закончив предварительный вариант экспозиции сонаты, которая теперь называлась «Концерт-Соната» , Метнер, видимо, почувствовал, что общей лирико-философской настроенности музыки не вполне соответствует несколько наивная тема Andante.

На одной из страниц рукописи композитор делает характерную запись: «Взять в разработку как отдельную часть (как интерлюдию) f-moll’ную прелюдию. Связать ее несходные места с сонатой путем внесения их элементов в побочную партию» .

Этот план и был полностью осуществлен Метнером. Тематически объединив раннюю прелюдию f-moll с материалом экспозиции, композитор включил ее в сонату как самостоятельный раздел.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: