мысль и смысл

Другой пример: «Последний снег тает». Объективная мысль этого предложения совершенно ясна. Однако субъективный смысл его может быть многообразен:

1. Эти слова произносит наблюдатель-метеоролог, занося их в дневник погоды (смысл: объективное установление факта).

2. Эту фразу произносит директор МТС, которого наступление весны застало врасплох (смысл: ах, черт возьми, уже весна!).

3. Их же произносит страстный лыжник (смысл: какая жалость, прощай лыжи!).

4. Эти слова произносит любитель гребли (ура! скоро на воду!).

5. Это ответ на предложение надеть валенки (ну вот еще, на что они мне?).

Многообразное изменение одного и того же грамматического предложения осуществляется сменой интонаций. Интонация может осмыслить даже такие словосочетания, которые в написанном виде не выражают никакой мысли. «Мне рассказывали об одном знаменитом итальянском актере, — вспоминает известный лингвист Фосслер, — что он умел доводить публику до слез, считая подряд от одного до ста интонацией совестливого убийцы, который, раскаиваясь, рассказывает о своем преступлении» .

«Мы можем часто, — пишет проф. Л. Тимофеев, — уловить основную смысловую окраску речи, даже не зная значения слов, ее составляющих. При этом легко заметить, что роль интонации усиливается по мере повышения эмоциональности речи.

Научный язык книги сводит роль интонации к минимуму. Наоборот, » крайне взволнованный человек зачастую передает свое состояние в гораздо большей мере тем, как он произносит слова, чем их непосредственным значением.

Когда у Пушкина Сальери восклицает, обращаясь к Моцарту, выпившему яд:

… — Постой, Постой, постой!., Ты выпил… без меня? —

то содержание его речи раскрывается через ее интонационно-синтаксическую организацию, а не через значение слов, имеющих примитивное бытовое значение. Контраст этих пустых слов и того трагизма, с которым они произносятся, и обнаруживает внутреннее состояние Сальери… здесь и пробудившаяся совесть, побуждающая Сальери остановить Моцарта („Постой, Постой, постой!,.»), и почти вырвавшееся полупризнание („Ты выпил!..») и, наконец, возвращающееся самообладание („без меня?»)»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: