Музыкальный материал

К. С. Станиславский считал, что в основе творческого процесса должна лежать развитая творческая способность возвращать музыке, застывшей в виде нотных знаков, ее первородную художественную сущность. Исполнитель, воспринимающий музыкальный материал, должен пройти путь, обратный пути, совершенному композитором. Осваивая •музыкальную ткань произведения, вникая в смысл музыкальной формы, во все ее детали, исполнитель проникает вее глубже к истокам, породившим эту музыку. Во время исполнения романса личность артиста полностью сливается со сценическим ликом или образом, заключенным в тексте романса. Сюжет лирического романса — это движение и борьба эмоций его героя.

Порой в романсе исполнитель проходит как бы через ряд разнообразных сценических воплощений, объединяя и сливая их, как в фокусе, в своем артистическом лике. Это происходит, когда в романсе заключено как бы несколько «ролей» («Блоха» Мусоргского, «Кукушка» Чайковского и т. п.). Сценическая личность исполнителя романса выступает в различных образах, как бы сквозит через них. Исполнитель романса должен освоить технику создания нескольких образов, сходящихся на одном осевом стержне — личности исполнителя. Это скольжение из образа в образ или из «роли в роль» должно происходить с большой легкостью, почти мгновенно, в силу малого количества времени, отводимого для этого музыкой. Можно привести в качестве примера воспоминание А. М. Горького об исполнении Шаляпиным «Блохи» Мусоргского, где проявилась эта мгновенная перестройка образов.

8666

Громадная актерская интуиция Шаляпина помогла ему мгновенно перевоплотиться из образа актера в образ короля, из короля в портного и сквозь все повествование провести еще иронический и грозный образ дьявола, главного героя романса Мусоргского.

Чаще драматическим действием романса является развитие и борьба эмоций одного героя. Оно (действие) определяется драматическими задачами («хотеннями»), заключенными в словах и музыке романса. Развитие этих задач имеет свою закономерность и динамику. Они могут быть трактованы различно, в зависимости от воображения и темперамента исполнителя. Но «логика чувств», или спайка, связывающая эти задачи, должна быть строго закономерной. Эта же закономерность развития драматической линии определяет и композицию романса.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: