Музыкальная литература советского периода

И. Прохорова, Г. Скудана

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

И. Прохорова, Г. Скудина

Для VII класса детской музыкальной школы

Москва «Музыка» 2003

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

ВВЕДЕНИЕ

В 1921 году при участии наркома просвещения А. В. Луначарского была организована Государственная коллекция музыкальных инструментов. Лучшим советским музыкантам выдают^ из нее инструменты, сделанные выдающимися мастерами прошлого и настоящего.

Концерты нередко сопровождались разъяснениями, необходи мыми для неподготовленной аудитории. Так, в Ленинградско» филармонии яркие и захватывающие речи о музыке произноси; И. Соллертинский — человек редкой эрудиции, знавший, в частности, 25 языков и 100 диалектов, державший в памяти сотни книг и музыкальных партитур.

Слушательская аудитория еще более расширилась с появлением радиопередач. Первый в нашей стране концерт по радио состоялся 17 сентября 1922 года. В этот день началась новая эпоха в музыкальной культуре — эпоха постепенного распространения музыки с помощью технических средств (от радио — к магнитофону, телевидению и видеозаписи).

Отличительным качеством советской культуры стала массовость. Никогда прежде не приобретало такого размаха самодеятельное движение. Из его недр вышли прославленные певцы — И. Козловский, С. Лемешев, И. Петров и другие. Здесь сформировались некоторые ставшие впоследствии знаменитыми творческие коллективы — дважды Краснознаменный имени А. В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии, Русский народный хор имени М. Е. Пятницкого. Как никогда прежде массовым становится исполнение песен. Песни звучали повсюду т— на митингах и демонстрациях, на фронтах гражданской войны. Пением «Интернационала» начинались и заканчивались концерты и собрания. Массовая песня стала выражением духа времени и запечатлела его новые интонации.

Однако, несмотря на трудности и противоречия, достижения советского искусства оказались весьма значительными. Так, 30-е годы и годы Великой Отечественной войны были временем создания многих классических произведений. Среди них симфонии Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Н. Мясковского, балеты С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Золушка», его опера «Война и мир», концерты А. Хачатуряна, квартеты В. Шебалина, романсы Ю. Шапорина и другие.

А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдулиной и других, продолжается в последующие десятилетия. Постепенно, а особенно в 70— 80-е годы, все более проявляется внимание композиторов к вечным вопросам человечества: о смысле жизни, о назначении личности, о том, что есть правда. Раскрывая эти темы, музыка тесно взаимодействует с кино, драматургией, литературой своего времени

В продвижении советской музыки вперед велика заслуга исполнителей — пианистов, скрипачей, виолончелистов, певцов, оркестрантов, дирижеров. Достаточно назвать имена С. Рихтера, Э. Гилельса, Д. Ойстраха, М. Ростроповича, Г Рождественского, Е. Светланова. Новые поколения музыкантов выдвинулись во время исполнительских конкурсов, проходивших в нашей стране и за рубежом. Среди лауреатов — Е. Образцова, Т. Синявская, В. Атлантов, 3. Соткилава, Н. Гутман, В. Третьяков, Ю. Башмет, В. Крайнев, В Спиваков, М. Плетнев и другие. С 1958 года в Москве раз в четыре года проводится Международный конкурс имени П. И. Чайковского. Этот конкурс завоевал большой авторитет во всем мире.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: