Молодые певцы

В «анализе романсов» Надежда Матвеевна удивительно точно и тонко раскрывает каждую вещь. Она не только вникает в поэтический текст и музыку данного произведения, но хорошо чувствует поэта, знает обстоятельства создания данной вещи. Осваивая музыку, она вводит ученика в понимание подтекста романса или арии. Этим она добивается художественного результата от певца. Ведь каждый романс можно, в сущности, решить и исполнить по-разному: музыка подчас говорит больше, чем словесный текст, расставляет иные эмоциональные ударения, изменяет или дополняет сказанное словами.

Теперь уже я не могу подходить к вокальным произведениям, не освоив их в синтезе музыки и слова. Я ищу их эмоциональный смысл, стремлюсь понять их внутренний подтекст. Сколько, например, приходится слышать трафаретных сентиментальных исполнителей музыки Чайковского. Как часто молодые певцы копируют чужое исполнение, подражают чьей-либо трактовке, расставляют ферматы «по такому-то» певцу. Как часто вообще поют романсы ради красивого звука, ради одной какой-нибудь эффектной ноты. Например, в романсе Чайковского «День ли царит» певцы порой усердно детализируют словесное содержание текста, забывая, что главной сквозной задачей романса является не чувствительное описание переживаний героя, а всепоглощающее, всеохватывающее восторженное чувство любви: «Все, все, все о тебе!».

2f

Иной певец не понимает, что его нечистая интонация (порой при общей музыкальности) зависит от плохой технической подготовленности, другой не знает, как трактовать произведение, не чувствует формы, целого, не слышит музыкального подтекста. Надежда Матвеевна не только разъясняет ему это, но и указывает приемы, какими можно достигнуть художественной цели.

Будучи в Италии, я как-то по предложению знаменитой певицы Габриэлы Безанцони познакомилась с методом ее занятий, с ее упражнениями, с приемами распевания голоса. И к моему удивлению, к моей радости я нашла много общего в методах знаменитой итальянки и Н. М. Малышевой. Между тем каждая из них шла своим, самостоятельным путем.

Все просто и образно выражено в методе и приемах работы Надежды Матвеевны. Нет здесь ни непонятной терминологии, ни следов «жречества», ни «учености», нет ничего подавляющего, ничего от важной персоны маэстро. Но эта мудрая простота достигнута трудом, вдумчивостью и хорошо проверена жизнью.

Ирина Архипова

Изготовление мебели для Прихожих под заказ classik-mebel.ru.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: