Многозначительное вступление

В решении применить в сонате форму зеркальной репризы Метнер утвердился не сразу. Первоначально возник вариант сохранить весь экспозиционный материал, несколько изменив порядок его появления: «реприза начинается промежуточной партией, затем побочная, главная и дополнительная» , — записывает Метнер в черновике. Далее план несколько меняется: «промежуточная тема контрапунктирует с мотивом главной партии и на основании этого можно репризу начать одновременным звучанием главной и промежуточной, а побочная реприза должна слиться со второй половиной главной» .

Однако в окончательном варианте репризы Метнер лишь частично использовал этот план, начав ее с промежуточной темы, где в качестве контрапункха фигурирует ведущий мотив главной партии. Затем полностью повторен раздел побочной партии и без заключительной дается реприза главной партии и кода.

По-разному варьируя расположение материала в репризе, Метнер, однако, ни разу не отступил от его важнейшей детали — вынесения главной партии в конец репризы. Этот факт неумолимо диктовался самой логикой развития сонаты, где после эмоционально-насыщенного Интерлюда требовалась некоторая тематическая разрядка, чтобы рельефней и ярче подчеркнуть значительность репризы главной партии.

Примечательна еще одна деталь в истории создания сонаты соль минор. Многозначительное вступление было написано Метнером фактически после окончательного оформления и планировки музыкального материала сонаты: все наиболее отделанные черновики экспозиции (например, озаглавленный «Соната-Концерт»), прямо начинаются с изложения главной партии; затем совершенно ясно вырисовывается план разработки со вставным эпизодом и кристаллизуется форма репризы. И, вероятно, в процессе работы Метнер ощутил необходимость дать еще один музыкальный образ — ярко индивидуализированный, значительный, но тематически связанный с важнейшими разделами сонаты.

Так рождается многозначительное вступление—афористически сжатый тезис. В нем как бы первое рождение мысли — тревожной, настойчивой, вопросительной. Интонации глухих зовов, поднимающихся из темных глубин, становятся все явственнее, напряженней, ближе, напоминая мотивы-заклинания, столь типичные, например, для некоторых сонат Скрябина:

Во вступлении слышится одновременно вопрос и угадывается настойчивая воля к его разрешению. Ответ на этот вопрос Метнер ищет то в суровой сдержанности главной партии, то в нежной лирике побочной, то в философском раздумье Интерлюда. Так вступление к сонате становится источником ее тематизма, скрепляющим все части в единое целое.

Вступление выполняет в сонате двоякую роль: во-первых, появляясь в неизменном виде на гранях формы, оно своим резким вторжением неоднократно показывает, что исход борьбы еще не решен; во-вторых, пронизывая собой все ведущие темы сонаты, вступление само активно включается в развитие действия.

Главная партия декламационна. Сжатая, исключительная по своей собранности и целеустремленности, она построена как единая линия непрерывного динамического нарастания. В ней сочетаются эмоциональная приподнятость и философская значительность — два аспекта одного настроения, типичного для сонаты в целом

Светильники в нижнем новгороде интернет магазин люстр и светильников.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: