МЕТОД ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И СЛОВО В СПЕКТАКЛЕ И. ПРОМПТОВА

Современный театр —театр режиссерский. Режиссер — толкователь и организатор спектакля — «за все в ответе», как говорил А. П. Ленский. Именно режиссер выбирает пьесу для постановки, именно ему принадлежит ее прочтение. Реализация замысла осуществляется режиссером через актера, актерский ансамбль, с привлечением всех средств сценической выразительности — сценографии, музыкального оформления, костюмов и т. д. Как всякий художник, режиссер работает «в материале», он воспитывает, направляет актера во имя реализации своего замысла. Вместе с тем режиссеру не нужны послушные иждивенцы, ждущие его указаний. Режиссер мечтает об-актере, способном зажечься идеей спектакля, привнести, собственные тонкие и глубокие жизненные наблюдения, проявить фантазию, найти яркие речевые краски при создании сценического образа.

 

Этому способствует открытый К. С. Станиславским действенный анализ пьесы и роли, этюдный метод репетиций—метод физических действий. Режиссерская экспликация лишь кратко знакомит актеров с «предчувствием замысла» будущего спектакля, ведя их фантазию в определенном направлении, но вместе с тем не сковывая ее конкретным знанием заранее придуманных режиссером мизансцен, решением той или иной сцены. Предварительный анализ за столом краток, он необходим для выявления основных событий—этих главных «несущих поверхностей» будущего спектакля (А. Гончаров). Поступки героев, оценка ими событий, процесс мышления вскрываются в действии на сценической площадке, в этюде. Импрови-зационность существования в -этюде высвобождает интуицию актера, активизирует мыслительный процесс, подсказывает точность физического поведения и самочувствия героя в предлагаемых обстоятельствах пьесы. Осуществляя в этюде поступок, актер приходит к воздействию на партнера именно,тем словом, которое наиболее необходимо, образно, действенно в данной ситуации. Этюд подводит актера к органическому рождению живого авторского слова.

Вместе с тем авторское слово при этюдном методе не возникает само по себе. Ведь на первых порах этюд не только допускает, но и предполагает, стимулирует произнесение актером импровизированного текста. Это — необходимый этап овладения материалом, начальный момент на пути к авторскому слову. М. О. Кнебель вспоминает, что Станиславский сравнивал импровизированный текст актера в этюде с многочисленными черновиками, которые предшествуют законченному произведению драматурга. Постигая содержание пьесы, актер идет тем же путем, которым шел писатель. Лишь в результате большой, вдумчивой работы приходит актер к точному авторскому слову. Метод физических действий принимается не всеми деятелями театра. Некоторые из его оппонентов видят уязвимость такого способа репетиций именно в возможности, допустимости импровизации актером текста, что и приводит, по их мнению, к появлению в спектакле словесной шелухи, «отсебятины», падению речевой культуры актера. .Ведь если этюдный метод допускает изначально замену авторского слова другим словом, найденным актером; то резонно ждать и закрепления этого слова в будущем спектакле, поскольку актер привыкает им мыслить и воздействовать на партнеров. В связи с этим противники метода делают вывод: метод физических действий ущербен, он —палка о двух концах. Физическая раскованность актера, живые оценки, личная причастность ко всему происходящему на сцене неминуемо сопряжены со вседозволенностью в отношении текста.

тренажёр баланс тренажёр баланса

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: