Метнер становится членом жюри

В первые годы XX века, наряду с интенсивной концертной деятельностью, Николай Карлович принимает участие и в работе ряда музыкальных кружков.

Известная русская певица М. А. Дейша-Сионицкая, организатор «Музыкальных выставок» , приглашает Метнера выступить в концерте 31 марта 1908 года. Композитор исполнил сказки op. 8 и op. 9 и с М. А. Дейшей-Сионицкой ряд романсов.

Следует отметить участие Метнера в работе камерного музыкального общества «Дом песни», созданного М. А. Олениной д’Альгейм в 1908 году . Творчеству Николая Карловича было посвящено несколько вечеров «Дома песни», па которых исполнялись циклы романсов композитора; особым успехом пользовались его песни на стихи Гёте. В ноябре 1909 года Метнер становится членом жюри третьего конкурса «Дома песни».

В феврале 1911 года сочинения Метнера заняли центральное место в концерте «Современная камерная музыка», организованном С. А. Кусевицким.

В эти же годы оживляются связи Николая Карловича с керзннским «Кружком любителей русской музыки» .

 

В 1912 году в последнем концерте Кружка (11 марта) сочинениям Метнера было посвящено второе отделение. Исполнялись скрипичная соната (Ал. Могилевский и автор), шесть сказок, романсы и песни на тексты Пушкина, Тютчева, Фета и Гёте.

Судя по черновикам и наброскам, соната рождалась легко, и композитор почти не отступал от первоначально избранного плана. Сонате предпосылается небольшое импровизационное вступление, которое готовит появление основной темы. Меланхолически-задумчивая, прерывистая, словно сотканная из отдельных вздохов, тема «Элегии» определяет общий лирический тонус сонаты.

В экспозиции тема проводится дважды: первый раз на фоне пульсирующих триолей сопровождения, подчеркнутый ритм которых как бы вуалирует мелодические паузы. Но во всем своем лирико-элегическом обаянии тема предстает лишь во втором проведении, когда она контрапунктически соединяется с выразительным подголоском-речитативом.

Побочная партия не вносит существенного контраста в общую лирическую настроенность экспозиции. Однако в разработке поворот к светлому, радостному настроению начинается именно с метаморфоз побочной темы.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: