Метнер становится членом Совета Русского музыкального издательства

В черновике сонаты Метнер записывает: «Здесь (в разработке. — Е. Д.) дать именно некоторый намек на радостное настроение, которым разрешается вся пьеса (Coda, Allegro festivo)… Но, разумеется, только намек, легкое предсказание» .

Этот замысел композитор подчеркивает и характерной «фортепианной инструментовкой»: раздел побочной партии в разработке исполняется tranquillo, cantabile и Solo, в противоположность коде, где резко меняется темп и характер музыки — vivace, leggiere. Плотная фортепианная фактура коды ассоциируется с звучностью оркестрового tutti.

В 1909 году Метнер становится членом Совета Русского музыкального издательства, организованного С. А. Кусевицким. В мае этого же года Николай Карлович был приглашен профессором по классу фортепиано в Московскую консерваторию . Ярко выраженной склонности к педагогической работе Метнер не имел. Поэтому, проработав в консерватории всего один учебный год (1909/10), он полностью посвящает себя творчеству и интенсивной концертной деятельности.

В 1909—1910 году Метнер пишет скрипичную сонату си минор op. 21. Первые две части сонаты впервые были исполнены в Москве в авторском концерте 31 марта 1910 года А. К. Метнером и автором. Соната полностью прозвучала в Москве во втором камерном утре С. А. Кусевицкого 20 февраля 1911 года. Исполняли А. Я. Могилевский и автор.

Жанр скрипичной сонаты (подобно фортепианной сонате) не был в центре внимания русских композиторов XIX века. Их больше привлекала работа в области скрипичного концерта, где были созданы мировые шедевры — концерты Чайковского, Глазунова. Метнер более, чем кто-либо из русских композиторов, проявил интерес к жанру скрипичной сонаты. Не считая фортепиано, скрипка была единственным инструментом, для которого Метнер сочинял и сольные, и ансамблевые произведения: сонаты, ноктюрны, канцоны.

Три скрипичные сонаты Метнера (op. 21, 44, 57) — оригинальные явления в русской камерной литературе. Обобщенная программность своеобразно отражена в каждой из сонат. В скрипичных сонатах Метнера фортепианная партия предельно развита: она требует от пианиста не только совершенного чувства ансамбля, но и блестящих виртуозных данных (особенно в двух последних, значительных по масштабу сонатах).

Наиболее органичного ансамблевого дуэта Метнер достигает именно в первой сонате. Скрипка то перекликается с фортепиано, то вторит ему, то выступает как красочно оттеняющий инструмент.

Первая скрипичная соната — трехчастный цикл сюитного характера — произведение масштабно сжатое, с ярким запоминающимся образным содержанием; три части ее названы: «Канцона», «Танец», «Дифирамб». Здесь Метнер уже нашел тот характерный тип цикла, который затем применял и в последующих сонатах; от раздумий, первой медленной, кантиленной части, с ее утонченным лирико-психологическим содержанием к действенной, темпераментной и часто танцевальной музыке второй части. Цикл заканчивается монументальным финалом, который в приподнято-оптимистических тонах завершает линию развития всей сонаты.

Основной образ первой части сонаты си минор — скорбный балладный напев. Неторопливо льется широкая мелодия скрипки на фоне волнообразных, «качающихся» фигурации фортепиано.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: