Метафорическое мышление

К. С. Станиславский говорит в первой части «Работы актера над собой», в главе «Куски и задачи»: «Верное название, вскрывающее сущность куска, вскрывает заложенную в нем задачу». «Знаете ли вы, что представляет собой хорошо угаданное название, определяющее внутреннюю сущность куска? Оно является его синтезом, экстрактом. Чтобы получить его, необходимо настоять кусок, как настойку, и выжать из него полученную сущность, кристаллизовать ее и полученному кристаллу подыскать соответствующее наименование»

Параллельный образ может быть предельно далеким от исполняемого произведения. Все художественные метафоры порой кажутся странными, но своей неожиданностью они-то именно н оживляют восприятие предмета.

Н. А. Римский-Корсаков, говоря о трудностях характеристики музыкальных тембров, предлагает заимствовать характеристики из области зрительной, осязательной и даже «вкусовой».

Метафорическое мышление — удел писателей. В своих художественных обобщениях они широко пользуются метафорой. Она почти всегда и остается в памяти крепче всяких других описаний.

ada66eea8ce3746b7ea2ba3f1b4e2f82

Можно привести интересное высказывание на эту тему ученого А. Лука, который говорит о значении понятий для «продуктивного мышления» в научном процессе. «Экономное символическое обозначение понятий и отношений между ними — важнейший фактор продуктивного мышления… Четкое и сжатое символическое обозначение не только облегчает усвоение материала… Экономная запись уже известных фактов, лаконическая форма изложения уже разработанной теории — это необходимая предпосылка дальнейшего продвижения вперед, один из существенных этапов прогресса науки. Ввести новый элегантный способ символизации, изящно изложить уже известную теорию — такая работа тоже носит творческий характер и требует нестандартности мышления».

Когда-то известный советский режиссер, народный артист СССР Ю. А. Завадский сказал, что всю систему Станиславского можно уложить в высказывания Лауры из «Каменного гостя» Пушкина: «Да, мне удавалось сегодня каждое движенье, слово. Я вольно предавалась вдохновенью. Слова лились, как будто их рождала не память рабская, но сердце…».

Я позволю себе прибавить, что система Константина Сергеевича Станиславского вмещается не менее удачно в пушкинское стихотворение «Цветок». В этом стихотворении почти «анкетно» изложены основы системы, начиная с ее первейшего элемента, «воображения»: «И вот уже мечтою странной душа наполнилась моя».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: