Квинтет

В Москве квинтет был впервые исполнен 26 март 1957 года пианистом А. В. Шацкесом — учеником автора — и Государственным квартетом имени Комитаса в составе А. К. Габриеляна, Р. Р. Давидяна, Г. С. Талаляна, С. З. Асламазяна.

Квинтет как «лебединая песнь» Метнера сочетает, с одной стороны, юношескую непосредственность мысли, выразившуюся прежде всего в его ясных и простых темах первой и второй части, а с другой— мастерское владение формой, отточенное полувековой композиторской работой. К партитуре квинтета Метнер обращался в разные периоды творчества, но каждый раз откладывал ее, чувствуя, что еще не настало время для окончательного воплощения замысла произведения.

Образно-эмоциональный строй музыки квинтета сложен. В нем соединена хоральная лирика и философская экспрессия, моменты острого драматизма и яркая стихия танца. При всей многоплановости произведения, в котором немалую роль играют образы, близкие старинным церковным песнопениям, общая концепция квинтета светла, жизнелюбива, оптимистична. Это сказ о человеке, прожившем большую, сложную, достойную жизнь. Познав борьбу и радость, страдание и одиночество, герой произведения Метнера не разочаровывается в жизни; он идет вперед, прославляя ее хвалебным гимном. В общей концепции квинтета ярко выступают черты автобиографичности: герой сочинения Метнера идет тем же путем, каким шел в жизни и сам композитор. От мечтаний и надежд юности через горечь одиночества он приходит к мудрой зрелости, чуждой пессимистическим настроениям. Мрачно драматические и трагедийные образы не становятся типичными ни для музыки квинтета, ни для творческой палитры композитора в целом.

В финале Метнер показывает своего героя, живущего в мире, созданном его композиторской фантазией.

04_1927

Оптимистический, жизнеутверждающий финал воплощает его мечту о том прекрасном жизненном идеале, который ему так и не удалось обрести, но в который он не утратил веры. По своему идейно-эмоциональному тонусу квинтет во многом сходен с третьим концертом-балладой, имеющим авторскую программу.

«Ключом» программности в квинтете становится подтекстовка, сделанная композитором к церковным напевам, введенным в сочинение. Обобщая их смысл, можно представить первую часть квинтета как своеобразную «образную экспозицию», вводящую и утверждающую основную тему произведения — тему надежды, веры, жизнелюбия. Вторая часть — средоточие скорбных раздумий, появление темы одиночества, разочарования. И как воспоминания о прошлом в нее вплетены мотивы-образы первой части. Третья часть — масштабно-развернутый, динамичный финал. Задуманный как центр всего сочинения с обилием контрастных тем, финал, однако, оставляет наименьшее впечатление; рыхлость формы, недостаточная яркость ведущих тем, чрезмерный объем финала и обилие сложных полифонических сочетаний затрудняют его восприятие.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: