Кредо художника

В пятилетие 1930-1935 годов творчески наиболее плодотворными оказываются два года — 1931 и 1932-й, когда композитор пишет две сонаты op. 53 — «Романтическую» и «Грозовую», а также op. 54 — «Романтические эскизы для юношества». «Грозовая соната» впервые исполнена автором в Лондоне 19 января 1935 года.

Создавая последние сочинения вдали от Родины, Метнер с тоской ощущал ненужность своего творчества для музыкальной культуры Запада: «Обе мои новые сонаты («Романтическая» и «Грозовая». — Е. Д.), стоившие мне многих лет жизни, оказались ненужным товаром, т. е. благодаря кризисам не печатаются, что, признаться, действует на мою душу самым угнетающим образом» ,— пишет композитор.

Поздние сонаты — сочинения, различные по кругу образов, настроений, по форме. В масштабно развернутой «Романтической сонате» Метнер остается в свойственной ему сфере образов, связанных с романтическим искусством. Вторая соната op. 53—«Грозовая» — выделяется напряженным драматически взволнованным складом музыки. Надвигалась вторая мировая война. Атмосферу этих лет Метнер и отразил в «Грозовой» сонате.

В «Романтической сонате» композитор использует четырехчастный цикл, к которому не обращался со времени создания сонаты op. 5. Части сонаты названы «Романс», «Скерцо», «Размышление» и «Финал» . Общий лирико-романтический колорит сонаты определил и особенности ее драматургии: композитор не стремится к подчеркнутому контрасту тем внутри каждой части, а противопоставляет между собой разные по характеру части цикла. Один из центральных образов сонаты— главная партия первой части. Романтически-возвышенный напев перекликается в своей печали и задушевности с основной темой сказки op. 20 № 1, написанной в той же тональности си-бемоль минор. Скерцо — наиболее действенная часть цикла. В калейдоскопически быстром темпе проносятся кадры-эпизоды. Создается впечатление вихря, быстрой скачки, где причудливо мелькают персонажи известных метнеровских сказок. Раскрывая образный замысел скерцо, П. Васильев пишет: «Вся музыка скерцо пронизана жутью… Слышится как бы завывание вьюги над родными просторами. Невольно приходит на память строчка из пушкинского стихотворения: «Закружились бесы разны словно листья в ноябре…» .

Масштабно сжатая третья часть — «Размышление»— разновидность метнеровских сосредоточенно-углубленных интермеццо, где уже во многом определяется круг тем-образов финала .

В построении завершающей части Метнер обращается к синтетическим принципам, нашедшим воплощение в финале op. 5. В музыкальную ткань финала органично вплетаются отзвуки тем предыдущих частей: в полонезном ритме появляется тема «Размышления», на грани репризы в грозном аккордовом оформлении звучит тема первой части.

В 1935 году Николай Карлович прочно «бросает якорь» в Англии, в Лондоне, усиленно занимается здесь творчеством и играет по радио.

http://nahimovskij.sc-dantist.ru/ круглосуточная стоматология в юао.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: