Каждая пьеса требует своеобразного подхода к ней

Существует ошибочное толкование термина «подтекст», которое суживает подлинный смысл этого понятия, сводя его только к желанию обнаружить в подтексте мысли и стремления, противоположные тем, которые высказываются вслух.При таком примитивном понимании, если человек говорит вслух: «Как я рад вас видеть», сто подтекст: «Зачем он пришел, как он мне надоел».

На практике действительно встречаются и такие подтексты, но это один случай из тысячи других, не менее возможных.

Исполнитель не должен искать в подтексте непременно прямое противоречие словам, произносимым вслух. Задача по раскрытию подтекста гораздо шире и глубже — исполнитель вдумывается во все обстоятельства, в события, предшествующие данной сцене, во все взаимоотношения и таким образом проникает в сознание действующего лица, узнает его мысли, стремления, чувства. На1 основе всего этого и возникает та «жизнь», которая пронизывает текст роли.1

То, что спектакль создается актерами, что от актерского исполнения всецело зависит идейно-художественное воздействие на зрителя, доказывать не приходится. Но, зная это теоретически, не все руководители драматических коллективов ясно представляют процесс подготовки исполнителей. Особенно это касается работы над речью.

ТaM, где не будет словесного действия, там, по существу, не будет и спектакля/ На всех этапах подготовки забота о сценическом слове составляет главнейшую задачу руководителя.

Казалось бы, так просто: сначала читать текст роли, потом говорить его наизусть. Между тем [процесс «присвоения текста» (превращение текста в свои собственные мысли, как бы только что возникшие и впервые произнесенные вслух) — это длительный творческий процесс, требующий сознательного труда^

Ясное представление о специфике работы на каждом этапе подготовки спектакля облегчит задачу руководителя. Безусловно, каждая пьеса требует своеобразного подхода к ней и своеобразного метода репетиций, но все же существуют некоторые общие принципы, применимые в определенный период работы над спектаклем.

РАБОТА НАД СЛОВОМ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ РЕПЕТИЦИЙ

Попробуем применить изложенные принципы работы над словом, работая над пьесой советского драматурга Б. Лавренева «Разлом».

Представим себе, что какой-то драматический коллектив принял ее к постановке, и рассмотрим работу над словом на различных этапах подготовки спектакля.

Предположим, что самостоятельная работа режиссера над пьесой уже осуществлена и после первого прочтения текста пьесы и распределения ролей наступил первый этап репетиций, обычно называемый «застольным». Сейчас мы не будем касаться той этюдной работы, которая обычно прово-

дится параллельно разбору пьесы, тех «проб действовать», которые осуществляются для более глубокого проникновения в события пьесы.

Нашему рассмотрению подлежит разбор текста: создание речевых характеристик, логический анализ текста и поиски общения — воздействия словом на партнера.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: