Годы скитаний

С 1921 по 1924 год Метнер жил в Германии. В глубине души композитор, вероятно, надеялся встретить в стране далеких предков особенно теплый и сочувственный прием. Но немецкая публика по-настоящему его не поддержала, и на поверку оказалось, что даже шумановско-брамсовские корни музыки Метнера уже не являются теперь достаточным «козырем». Композитор убедился, что ему не найти второй родины и прежде всего духовного отечества.

В Германии Метнер не мог долго оставаться, ибо «вся обстановка музыкальной жизни этой страны того времени была ему крайне чужда, — пишет П. И. Васильев, — со смертью же А. Никиша, который высоко ценил первый фортепианный концерт Метнера и собирался его исполнить вместе с автором, порвалась последняя связь с музыкальным миром Германии» . В декабре 1921 года он пишет из Берлина: «Очень много здесь пошлости, обезьянства, всякой дребедени»; из Дрездена в 1922 году: «Уж очень много здесь дряни, которая хоть и блестит, но весьма мишурным блеском». В письме к сестре (март 1923 г.): «Мечтаю о возвращении домой» . Живя в Германии, Николай Карлович часто выезжает с концертами в Польшу, где с большим успехом исполняет собственные сочинения и четвертый концерт Бетховена.

Весной 1924 года Метнер отправляется в Италию; он давно мечтал посмотреть любимую им итальянскую живопись. Там же Николай Карлович встречается с С. В. Рахманиновым, общение с которым было самым радостным событием в жизни композитора после разлуки с родиной.

Концертные выступления во Франции летом 1924 года стали своеобразной подготовкой к большому концертному турне по Соединенным Штатам Америки, которое предполагалось на октябрь 1924 года. Организацией этого турне Метнер был обязан Рахманинову, который настоятельно добивался контракта в течение длительного времени: «Почти два года я стараюсь устроить для него (Н. К. Метнера. — Е. Д.) ангажемент у какого-либо импрессарио, но старания мои остаются безуспешными, — писал Рахманинов Глиэру. — Кстати, Метнер писал мне, что и в Германии очень трудно получить ангажементы» .

Перед поездкой в Соединенные Штаты Николай Карлович пишет сестре: «Сказать не могу, до какой степени тоскую по родине и не тянет меня в эту Америку, да надо» .

За пять недель, проведенных в Америке, Метнер дал одиннадцать концертов, в которых исполнял концерт Моцарта ля мажор, фантазию Шопена фа минор, «Забытый вальс» Листа, два «Музыкальных момента» Рахманинова, Сонаты Скарлатти, «Аппассионату» Бетховена. Характеризуя свою необычно интенсивную концертную деятельность, Метнер писал: «Теперь-то я уже окончательно свыкся с этим модусом и даже мечтаю, чтобы после перерыва (до января) у меня было как можно больше дела. Мечтаю, разумеется, не о славе, которой никогда не увлекался, а теперь в особенности, но о материальной целесообразности своего турне и главное о целесообразном разряде своего пианистического заряда» .

cover

Желание вернуться на родину было самой большой мечтой Метнера после его отъезда за границу. Но различные причины помешали композитору осуществить свое заветное желание.

В 1924 году он писал в Москву, брату из Нью-Йорка: «Живется здесь слава богу ничего себе, но еще более, чем в европейской загранице, чувствуешь себя лишь гостем, и еще более тянет домой, к вам» . В апреле 1925 года Метнер возвращается из Америки и поселяется во Франции, в окрестностях Парижа.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: