Элемент разработочности проникает в репризу

Финал — калейдоскопическая быстрая смена образов, настроений. Сонатная форма, лежащая в его основе, чрезвычайно многотемна и усложнена. Образный контраст финала заключен не в противопоставлении главной партии (allegro vivace), с ее танцевально-вихревым размахом, и побочной партии (sempre a tempo quasi Hymn), названной самим автором гимном. Основной конфликт кроется в сопоставлении экспозиции и разработки, широко использующей темы предыдущих частей. Здесь их подлинная разработка, развитие, и, может быть, именно этот факт излишне «отяжелил» форму финала, сделав ее несколько затянутой.

Элемент разработочности проникает и в репризу, которая, так же как и разработка, буквально становится ареной всевозможных полифонических комбинаций. Наряду с одновременным проведением тем (например, главной партии финала и мажорного варианта центрального раздела первой части) Метнер связывает в репризе темы разных частей в одну линию. Так, главная партия финала органично завершается мажорным вариантом темы второй части, или лирически распевная связующая партия финала плавно переходит в тему центрального раздела первой части.

Кода финала — вихревая, стремительная — смысловой итог сочинения. Основанная на теме гимна — побочной партии финала, она утверждает торжество основного лейтмотива произведения — темы «Блаженны».

В фортепианном квинтете Метнер широко применил принцип монотематизма: темы сочинения пронизаны одной интонацией, выросшей из темы лейтмотива:

03_g-moll

В квинтете наряду с введением строгих хоральных тем, связанных с знаменным роспевом, Метнер широко пользуется характерными ладами, придающими музыке особую выразительность и глубину. Так, например, основная лирическая тема первой части написана в лидийском до мажоре. Тема-лейтмотив «Блаженны» — в системе гармонического мажора. Тема второй части ярко выделяется своей ладовой переменностью (до мажор — ля минор).

Несмотря на отдельные недостатки, которые прежде всего можно отнести за счет определенной растянутости формы финала, квинтет стал одним из самых ярких и своеобразных сочинений Метнера, достойно завершившим его полувековой композиторский путь.

Последние два года жизни Метнера (1950—1951) были временем жестокой борьбы с тяжелым сердечным недугом.

Измученный болезнью композитор все же нашел в себе силы записать на пластинки еще несколько своих фортепианных сочинений и ряд романсов, напетых Одой Слободской, Татьяной Макушиной и Элизабет Шварцкопф. По воспоминаниям жены, это была для него «тяжелая работа по пяти минут с перерывами в зависимости от самочувствия. Правда, он еще подготовил сам артистов для концерта из его же произведений, но уже пойти в концерт — об этом и думать нечего» .

Болезнь истощала силы композитора. Иногда наступало временное улучшение, и Метнер по-прежнему самозабвенно работал, завершая отделку цикла романсов op. 61.

Крупно оптовая продажа чая купить чай пуэр оптом teacoffee-optom.ru.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: