Детство и юность

Николай Карлович Метнер родился в Москве 5 января 1880 года (24 декабря 1879 года по старому стилю). Его мать, Александра Карловна, происходила из семьи Гедике, насчитывавшей несколько поколений музыкантов, и в молодости выступала как певица. Она первая оказала влияние на судьбу своего сына, начав учить его фортепианной игре. Горячая поклонница А. Г. Рубинштейна, Александра Карловна стремилась побывать на всех его концертах и обязательно брала с собой детей. Отец композитора, Карл Петрович Метнер, уроженец города Пярну (Эстония), в молодости увлекался философией и поэзией Человек начитанный, он был большим почитателем русской и немецкой литературы и особенно творчества Гёте, любовь к которому он стремился привить и своим детям. Позднейшее увлечение Н. К. Метнера творчеством Гёте возникло, вероятно, не без влияния литературных склонностей своего отца.

Широкие культурно-эстетические интересы и вкусы семьи Метнеров были той благоприятной почвой, на которой выявлялись способности детей. У Александры Карловны и Карла Петровича Метнер было шестеро детей: Эмилий, Карл, Александр, София, Николай и Владимир .

Уделяя много внимания развитию музыкального дарования Николая Карловича, младшего в семье , родители создавали вокруг него атмосферу особой, порой даже чрезмерной заботливости. Это сделало его в дальнейшем человеком, мало приспособленным к жизни.

Яркие музыкальные данные, большая самостоятельность, упорство в учении выявились у Николая Карловича очень рано. С шестилетнего возраста он начал занятия по фортепиано. Его брат Александр учился в это время игре на скрипке. С интересом и вниманием будущий композитор следил за упражнениями брата сам, без чьей-либо помощи, овладел игрой на этом инструменте.

Эмилий — юрист по образованию, философ, литератор и музыкальный критик. В 1910 году организовал (при участии А. Белого) дательство «Мусагет». С 1912 года становится редактором журнала «Труды и дни», который выпускало издательство «Мусагет». Ряд работ о музыке Эмилий Карлович издавал под псевдонимом Вольфинг.

Александр — скрипач и дирижер, заслуженный артист РСФСР. С 1919 года работал дирижером московского Камерного театра, создавал музыку к спектаклям. Среди его работ — музыкальное оформление пьес «Человек, который был четвергом», «Линия огня», «Неизвестные солдаты» и другие. Одно время (с 1 октября 1932 года по 1 сентября 1935 года) работал в Московской консерватории — в его ведении находился производственный оркестр Рабфака.

 

Вскоре оба юных скрипача вместе со своим двоюродным братом Александром Гедике  приняли участие в известном в то время детском оркестре А. Эрарского .

А. Ф. Гедике вспоминал впоследствии: «…струнный оркестр включал в себя большое количество участников (10—12 первых скрипок, 8—10 вторых скрипок, 8 альтов, 8 виолончелей и 1 контрабаса) … На всех этих инструментах играли гимназисты, реалисты и учащиеся других средних учебных заведений. Играли на этих инструментах братья Метнер, братья Борис и Юрий Померанцевы, гимназисты Зернов (на скрипке), Павильонов и его сестра. В общем оркестр состоял не менее, чем из 60 человек. Инструментовал все пьесы сам Эрарский и делал это превосходно (с большим вкусом и мастерством). Играли мы сочинения Шопена, Чайковского, Грига, Лядова, Аренского, Шумана и других авторов. Покойный П. И. Чайковский не раз приходил слушать »тот оркестр и каждый раз оставался весьма доволен».

автосервис грузовых автомобилей

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: