Чтец должен

Для того чтобы речь была действенной, исполнителю необходимо точно понимать цель своего чтения. Всякий чтец, выступающий с каким-либо произведением, должен ясно представлять себе, з а ч е м он его исполняет. «Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок», — так определяет Пушкин цель своей оды «Вольность». По образцу этой авторской декларации и чтец должен формулировать свое намерение. Верная целенаправленность исполнения может возникнуть лишь в результате глубокого, всестороннего понимания исполняемого. Чтец должен определить тему произведения, т. е. обобщить в сжатой формулировке, о чем, о каком жизненно важном вопросе, о каком круге явлений, требующих осмысления, о какой, иными словами, проблеме идет в нем речь.

Исполнитель не может не дать себе отчета в том, какова идея, т. е. руководящая мысль автора, его решение проблемы, заключенной в теме, в чем творческая взволнованность данного произведения.

Вместе с тем чтец настолько должен усвоить, «увидеть» последовательность действий и картин, чтобы уметь вкратце передать события, взаимодействия героев, из которых складывается развивающееся действие или сюжет произведения.

Чтец должен охарактеризовать образы героев, понять авторскую оценку каждого из них, мотивировку их мировоззрения и поступков, приводящих к конфликту, который лежит в основе сюжета. Надо понять творческий образ автора, стиль эпохи, жанр и стиль самого произведения. Разбор и осмысление текста — необходимый подготовительный этап в работе исполнителя; осмысленность — важнейшее условие действенности речи чтеца.

Действенность речи — сложное искусство. Подобно тому как живописец раздельно изучает законы перспективы, рисунок, цвет и т. д., мастер слова должен детально изучать все элементы выразительности, чтобы в совершенстве применять их для достижения поставленной художественной задачи.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выскажите своё мнение: